26 октября 2014 г.

"Тук-тук, мама и папа! Вы что-то от нас скрываете?" Библейское изучение: "Вот, кто он, змей подколодный!"


Часть первая - Танах (Ветхий Завет)

"Вот, кто он, змей подколодный!" 

Так называемая, "дьявольская Библия" весит около 90 кг. Монахи её носили вдвоём. Много историй, легенд и сказаний связано с этим трудом. Тем, кому интересно, в интернете можно найти всю информацию. Сама книга вмещает в себя, собственно, текст Библии, заклинания против дьявола, бесов и многое другое. На одной из её страниц изображён дьявол с красным, высунутым изо рта языком и рогами. Учёные обнаружили, что самая посещаемая страница памятника древности была именно та, где был изображён злостный противник Бога. Это узнать было очень легко по самой странице, испачканной тысячами рук. Людей всегда привлекало неизведанное, страшное и непонятное. Знаем ли мы, что Моисей, Пророки и Писания, вообще, не затрагивают тему о дьяволе? Израиль жил в пустыне, в земле обетованной, и, даже в изгнании, без особых знаний о сатане. Оказывается, можно прожить и без такого откровения, чтобы поклоняться Богу в истине. Сегодня этому так много уделяется внимания в современных церквях, от прямого изгнания до гимнов о его ничтожности, и сатане это доставляет большое удовольствие. Модно и драматично - вот, что стоит за таким необычным интересом. Как бы это ни казалось противоречивым, но: "растопчем голову дьявола" или " выйдем в город, выгоним бесов из нашей местности" - больше привлекает, чем: "пойдём на служение" или "помолимся." Человек чувствует себя настолько возвышенно, что даже не понимает: как раз дьяволу это приносит большое утешение. И сразу видно, кто по-настоящему сталкивался с бесовским миром, а кто просто играется в драму с дьявольской риторикой.  А гнать его нужно по слову истины: "не давать места в жизни," т.е. поступать во всём по воле Отца. И это, намного сложнее, чем просто покричать на бесов или изгнать врага из темных закоулков. И ещё, современное христианство превзошло в этом вопросе самого архангела Михаила, который даже не посмел произнести резких слов в адрес дьявола, а просто сказал - "Да запретит тебе Господь" (письмо Иуды). Истина в том, что сталкиваясь с дьяволом, самым большим злом, истинные верующие не перестают быть смиренными рабами Божьими, которые надеются во всём на Бога. Сделаю ударение, смирение перед Богом, а не перед сатаною.  

Возвратимся к Слову. Писания Моисея были настолько революционными в своё время, что наряду с Вавилонянами и Египтянами, которые верили, что весь мир и пространство вокруг человека, просто, кишит бесами, он не сказал ни слова о сатане. Слишком много почестей для него. Заметьте, Саддукеи, священники времён Христа, вообще, не верили в бесов, дьявола, так как они основывали свою веру на Пятикнижии. Всё же, если быть принципиальным, что мы об этом можем узнать из Библии?

Христиане первых веков пытались увидеть во всём Писании ссылки на Божьего мессию, поэтому многие детали от нас ускользают. Сегодня, когда мы читаем Моисея ради его же понимания, мы видим, как его мысль отличалась от верований тех времён и даже Нового Завета. В Новом Завете мы читаем об изгнаниях, о сатане, который ополчается против Христа и учеников, ходит, как рыкающий лев и обольщает их. В первой части Святого Слова, Танахе, всего этого нет. Значит ли, что дьявола не гнали около двух тысяч лет, примерно, а потом, за все годы воздали?


Начнём с Пятикнижия Моисея. Единственное, якобы, упоминание о сатане, в книге Бытие 3:1-14, есть змей, обольстивший Еву и Адама. Что же в нём сатанинского? Говорит, ходит, противостоит словам Бога, обманывает. Но змей был хитрее, чем все звери полевые, а не восставшие ангелы. Именно змей проклят больше, чем весь тварной мир Божий, именно змей будет ползать на своём животе и питаться падалью. Именно, его люди будут поражать в голову, а змеи будут жалить их в пяту. И где же во всём этом сатана? Святое Слово показывает, как непослушание Адама, Евы разрушило гармонию человека и Бога, и как это откликнулось на всём Божьем творении. Больше того, сам Создатель объяснил падение человека его помышлениями сердечными, которые есть зло от юности его (Быт. 8:21). Апостол Павел, упоминая этот случай дважды, не решился его комментировать и ограничился пересказом ("змей обольстил," 2 Кор. 11:3; 1Тим. 2:13-14). Тот же Павел утверждает, что грех, как и смерть, вошли в мир не через дьявола, а через поступок человека ("одним человеком," Рим. 5:12-21). И, несмотря на то, что Новый Завет говорит о случае, когда бесы вселялись в свиней, Иисус ссылается именно на Бытие 3, когда говорит, "Будьте мудры, как змии..." Моисей всегда делал ударение на ответственность самого человека за соблюдение слов завета и выбор. Моисей говорит об идолопоклонстве в Израиле,  как приношение жертв бесам, что разгневало, впоследствии, Бога (Втор. 32:17; см. Пс. 105:37). Эти "бесы," во множественном числе, также названы богами других народов, которые были изображены идолами. Здесь нет даже упоминания о дьяволе. Может, Иов прольёт свет на этот предмет дискуссии? Тогда нам нужно задать несколько вопросов. Как падший ангел мог придти в присутствие Божье между святыми ангелами? Как он мог предстать перед Господом, наряду со святыми ангелами (см. 2:1- фраза передаёт смысл поклонения и послушания)? Неужели его зло в том, что он ходил по земле и обошёл её? Он просит испытать праведность Иова, что может означать требование справедливого суда по отношению к другим святым, праведность которых уже испытана? Как он может сберечь душу Иова, когда дьявол, по словам Иисуса, пришёл украсть, убить и погубить? В конце самой книги, ничего не сказано о разговоре Бога и сатаны, но совершенно понятно - Иов доказал свою верность Богу в испытаниях. Ведь главный вопрос был: "Благословит ли он Тебя?" А не: "Отступит ли он от Тебя?" Ангел, который противился Валааму на ослице, тоже назван сатана, т.е. противящийся. А ещё есть ангел, который осуществляет божественный суд, как тот, который погубил первенцев в Египте. В книге Паралипоменон (или Летопись), сатана, который побудил Давида сделать перепись, - просто, внешний враг, который восстал на Израиль. И Давид, вместо того, чтобы, как всегда, понадеяться на Бога, учинил исчисление в народе, чтобы знать свою военную силу.


Мы не можем делать богословие на основании того, что одно похоже на другое. Это всего лишь наше желание удовлетворить человеческое любопытство. Моисей утверждает верховенство Бога. Если бы он писал ещё об одном "боге," тогда это могло вылиться в двоебожие. Не всё то, что "сатана," есть сатана. Иисус сказал Петру: "Отойди от меня сатана..." И многие делают заключение, что раз здесь употреблено слово "сатана," значит речь идёт о падшем ангеле, противнике Бога, который вошёл в Петра и говорил через него. В тексте оригинала, фраза, "отойди сатана" переводится, как: "стань за мною сатана." Мог ли Иисус просить сатану, падшего ангела, стань за ним, чтобы следовать за учителем? Сам Иисус сказал Петру, что его слова и мысли противятся Божьей воле, вот почему ученик назван "противником" (сатаною).

Пророки Исаия (8:12-17) и Иезекииль (28:12-19) говорят об осеняющем ангеле, который был в Эдемском саду и пал. Но это образное описание царя Тирского или Вавилонского, и никакого за ним дьявола не наблюдается. Здесь мы, конечно, погрешили в нашей богословской традиции. Иисус сказал, что он видел сатану, падшего с неба, как молнию (Лука 10:18). Но Он не сказал, когда тот упал. Сказано, что дьявол был от начала убийцей (Иоанн 8:44). Здесь не говорится, о каком начале идёт речь, и мы, конечно же, подразумеваем самое начало, хотя первое убийство связано с именами Каина и Авеля. Единственное упоминание сатаны, как противодействующей личности, мы находим в пророчестве Захарии, глава 3. На первый и поверхностный взгляд, это и есть прямая ссылка на дьявола (перевод Септуагинты). Но посмотрим на некоторые детали. Первое, он стоит по правую руку Иисуса-первосвященника; второе - это происходит перед троном Всевышнего, который запрещает сатане противиться Иисусу; третье, Иисус-первосвященник предстоял перед ангелом, который снимает вину со слуги Божьего. Это картина Божественного справедливого суда на небе со своим "адвокатом," "обвиняемым" и "обвинителем" или "противником." Если мы можем себе представить, что Бог выбрал для себя в качестве обвинителя самого верховного беса, тогда понятно, откуда в нашем богословии такие суждения. Я же задаю другой вопрос: как падший ангел мог быть в присутствии святого Бога, куда ничто нечистое не может войти? Или Бог предоставил ему такую возможность в виде исключения? 

Подведём некоторые итоги. Что мы знаем о сатане в Ветхом Завете? Практически, ничего. В Танахе, единственный, кто правит всей вселенной - Бог всемогущий. У него нет соперников, ему нет равных, и никто не в состоянии противиться Ему. В поздних раввинских учениях, всё бесовское берёт своё начало в падении сынов Божьих, описанном в 6:1-3 книги Бытие, и это далеко от подлинного понимания текста.   Итак, змей - сотворённое Богом существо, а сатана - Божий "ангел-обвинитель." Змей - представитель сотворённого Богом мира, а дьявол мог войти в мир только тогда, когда грех совершён. 

Что мы узнаём о сатане из Нового Завета? В книге "Откровение" Иоанн говорит, что сатана - падший ангел, дракон, древний змий, клеветник верующих, противник и обвинитель, уводящий людей от Бога обманом. Сатана не может войти в святость Божью, так как некогда её оставил. Упоминание о духах злобы поднебесной и о битве, которая произойдёт на небе, несколько смущают нас и, якобы, доказывают, что до последнего противостояния Михаила и дракона, дьявол вхож во "дворы" Господни. Не хочу ссылаться на древние традиции о трёх небесах, о которых сам Павел свидетельствует, немного упрощу: быть на небе -не одно и то же, что и быть в присутствии Всевышнего. Как он может клеветать на избранных Божьих перед Богом? По простой способности Бога пребывать на всяком месте в одно и тоже время, что в богословии зовётся - вездесущием. Бог на всяком месте через Дух свой Святой. Сатана в книге Иова и в пророчестве Захарии, как обвинитель в суде для проявления Божьей справедливости, сатана в Новом Завете - уводит от Бога, противостоит Богу и его детям. Новый Завет с точностью определяет, когда ангел пал, но не указывает причину этого падения. Ангел Божий, который отступил от Бога упал с неба, как молния, ближе ко времени Каина и Авеля, вот почему он назван убийцей. Иоанн говорит, что Каин был от злого, или от зла (1 Иоанна 3:12). Бог говорит Каину о грехе, который у дверей залёг, как в ожидании, он влечёт к себе, хотя Каин имеет силу господствовать над ним и победить его. Слово "влечение" также использовано по отношению к жене, которая захочет господствовать над мужем (Быт. 3:16). Или здесь использован приём персонификации, или за грехом стоял сам дьявол, которому люди уже дали место. Возможно, что это как раз и объясняет, почему Иоанн сказал о дьяволе, как об убийце от начала. Впоследствии, он обольстил множество людей, что привело к потопу. Это нам становится известным не из учения Моисея, а из значительно поздней традиции Нового Завета. 

Слово Божье есть откровение, данное нам на человеческом языке. В нём много литературных приёмов и образов, которые нельзя воспринимать буквально, как и "ты вечно ломаешь голову." Вечно ломать голову невозможно, как и сатане, вселиться в змея, пробраться в Эдемский сад и соблазнить Еву. Это было их желание, их выбор и искушены они были своей страстью большей власти. Змей - образ всего творения, которое преломляется об искажённое желание человека властвовать без Бога. Творение, которое дано человеку в благословение, становится тем, через что человек претыкается и искушается. Откуда это произошло, как не от дьявола? Только дьявол на животе не ползает, не жалит человека в пяту, и не ест прах. Или мы склонны именно это понимать образно, а другое - буквально? Когда мы берём во внимание весь Танах или только Пятикнижие, мы должны сделать нетрадиционные выводы. Я верю в абсолютную богодухновенность Писания, и всему тому, что сказано в Новом Завете о дьяволе или сатане. Но я также вынужден делать выводы исходя из текста, а не традиции или желания всё подогнать под одну меру, чтобы вышло красиво. Не всегда выходит красиво, когда под одну планочку... 

Откуда сатана произошёл? Ветхий Завет немного проливает света на этот вопрос, многим больше в Новом Завете! Главное не кто он, а кто Бог, и что всё от Него, всё Им и всё к Нему! Мы и без знания о дьяволе можем обойтись. Пусть он себе рычит, а нам совершать волю Божью. И, как наш Господь, однажды, сказал, что в Нём лукавый не имеет ничего, так и в нас дьявол не имеет ничего! Кто отлучит нас от любви Божьей? Боязнь дьявола или сознательное противление Божьей воле, открывают двери всему дьявольскому. Но если мы хоть немного стараемся доверять Богу и надеяться на крест Христов, ничто не может нас отлучить от Бога. Побеждаем всё кровью агнца и словом свидетельства о Христе. Ну, а если нужно будет погонять, и это можем сделать, только настоящего, а не выдуманного или мнимого.

Для читателей, с богословским образованием, хочу сказать, что это попытка связать воедино несколько традиций нетрадиционным путём.

Читайте третью статью этой рубрики, "Тук-тук, мама и папа! Вы от нас что-то прячете?" Библейское изучение: "Мы в лифте не поместимся" Или Число Израильтян в пустыне.

Первая статься этой рубрики, нажмите "Тук-тук, мама и папа! Вы от нас что-то скрываете?" Библейское изучение: "Ура! Мы установили контакт с обезьяной!"

Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.

(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный. Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл. Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат! Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий