1 сентября 2014 г.

"Хочу понять суть!" Прыгнуть выше себя...

Я уже говорил, что суть веры во Христа - есть единение с Богом. Такое понимание направляет взгляд многовековой традиции в несколько другом русле, прямо к цели. Долгое время мы искали, и хорошо, что искали: искали в богословии, искали в разумном объяснении истины, искали в истории. И все это очень важно, всему своё время. Мы много нашли хорошего, полезного и назидательного, но и много пришло вместе с этим пустого. Сегодня христианство, возвращаясь к своим корням, сбрасывает с себя, как ненужную, старую и заплатанную одежду догматического, богословско-философского христианства, и облачается в белые одежды истины, действия, и плодов.

(Сразу хочу предупредить, я ни в коем случае не против христианского образования или богословия в целом, а тех тенденций, которые вошли в наше представление о Боге, вере и церкви.  Богословское образование должно развиваться в другом направлении, больше Слова и акцент на нашем общении с Богом).


Было ли у Христа богословие? Ставил ли Он перед собою задачу - сформировать богословскую концепцию Бога, мира, людей, событий? Может, Он перед собою не ставил никаких задач, кроме креста, но у Иисуса всё же было богословие. Он проповедовал евангелие, и эта благая весть касалась скорого прихода Царствия Божьего на землю, как и нашей готовности к этому приходу. Вот и всё богословие. А ещё Иисус подчёркивал наше единение с Отцом. Иисус пришёл, чтобы привести нас к Богу, и всё в его учении и учении апостолов подчёркивало мысль об общности с Отцом. Крещение в воде, говорит о смерти для греха и восстании для новой жизни с Творцом. Вечеря Господня  - это наше соучастие с Богом. Павел говорит о том, что мы лишены славы Божьей, но мы же и возвращаемся в славу Божью посредством крови Христа. Больше того, Иисус говорил о единении всех последователей в одной духовной общности. Лучше всего об этом единении, которое проявляется в неопосредованных отношениях, сказал, Мартин Бубер, в своей книге "Я и Ты": "Цель отношения есть его собственная сущность, то есть прикосновение Ты. Ибо через прикосновение каждого Ты нас касается дуновение вечной жизни." В письме Иоанна мы находим Библейское основание этой концепции: "...Возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом" (1 Иоан. 1:3). Важно заметить, что слово "общение" здесь выражает не просто вербальный аспект, но и практический - разделить что-то общее друг с другом и Богом. Такое соучастие любви человека с Богом и другими людьми, было связующей цепочкой богословия Христа. Христос сказал, что весь закон, буквально, "подвешен" на двух заповедях - люби Бога и ближнего. Большая часть его проповеди была направлена на практические шаги, как служить людям и ходить незапятнанным перед Богом. Вот и всё! Конечно, я не сказал ничего нового. Я и не должен был сказать ничего нового, и не ставил перед собою такую цель, а лишь "напоминанием пробудить чистый смысл." Ведь у нас не проблема с информацией, а с памятью - всегда помнить главное, и удерживать, самое главное, как самое главное. Если мы внимательно читаем всю Библию, в которой нет "ветхих" и "новых" заветов, а лишь предыдущий и обновлённый завет, Иисус не сказал ничего нового, кроме учения о Царствии Божьем. Всё,  о чём Он говорил, сводилось к передаче смысла уже открытого и написанного. И, даже раскрывая смысл Писаний, его высказывания были близки мыслям многих раввинов того, времени. Он не сказал, Он сделал великое. Христианство - это дела, а не множество книг, богословий, точек зрения, от которых "детки" ссорятся. 

Нас учили критическому мышлению! Мы стали подвергать сомнению всё, что встречается на нашем пути. Это хорошо, но не до такой же степени! Задайте себе вопрос, о чём первом вы думаете, когда читаете эти статьи? Правильно, нужно быть осторожным, здесь может быть подвох, внимание - ересь, и т.д. В психологии боязнь всего, подозрительное отношение ко всему, или, видение во всём опасности, называется паранойя. Что ж мы такие пугливые стали во Христе со своими богословскими концепциями? Нам также на протяжении долгого времени внушали мыслить философскими категориями. Когда я говорю о делах, сразу же мне могут возразить - это  евангелие дел, хотя речь идёт о евангелии с делами, или "иногда со словами." Когда я говорю о предупреждении перед отпадением, - я Арминианин; когда же делаю ударение на безусловной любви Божьей, - я Кальвинист. Когда проповедую о крещении Духом Святым, - я Пятидесятник, а когда об исцелении и дарах Духа Святого, - я харизматик; если я буду учить о Субботе, - я субботник, если проповедую о важности спасения и центральности Христа, - я баптист. Когда настаиваю на единстве среди христиан, я - масон, несмотря на то, что Христос именно об этом молился. "Не судите по внешности, судите судом праведным." Мы застряли в мире категорий, и даже не замечаем, что обо всём этом учит Библия. Или, наоборот, давайте всё это оставим, будем ли мы истинными последователями Христа? Утверждая главенство единения с Богом, сразу поднимается вопрос о том, что первично: вера в откровение или чувственное восприятие духовной реальности. Как забавно? Опять категории, опять богословские дебаты. Как будто мы в цепи у понятий, форм и выражений. Один человек, сведущий в богословии, мне сказал, что мы не можем избавиться от темницы своего языка. Он, конечно же, осознавал, что это выражение взято у авторов пост-модернизма, Деррида, Хайдегер, Фоукаулт - и другие. Там, где есть Бог, там есть новое, там есть свобода от человеческих категорий и определений. С Богом это возможно - выйти за рамки концепций. Их создали ограниченные люди, какими бы они ни были выдающимися философами. У Бога есть своё определение и интерпретация вещей.

  
Богословие ставило перед собою цель - разумно объяснить веру, отделить истину от лжи, и защитить церковь от ошибок. В вере настолько присутствует разумное, насколько же больше в ней чудесного. Нам остаётся только доверять. В богословии, наоборот, стало столько разумного, что видится только маленькая прореха для чуда и веры. Достаточно следовать за Христом, любить, как Он любил, и учить то, чему Он учил или просто повторять Его слова, чтобы люди увидели в нас истину и спасались. Истина не доказывается философией, а деяниями любви во имя Иисуса. Только недавно обнаружил, что больше изучал миссию Христианства на Западе и Востоке. От моего взора ускользнула распространение Христианства на Юге. Почему об этом так мало написано книг? Вы догадываетесь? Миссию в этой части мира несли несторианские церкви. Да, именно Нестор и его общины были отвергнуты на Ефесском соборе в начале пятого века за якобы еретическое понимание природы Иисуса, которую Нестор и сам нормально не мог объяснить. Это были искренние, смиренные и жертвенные миссионеры. Они говорили о спасении через Иисуса, и не важно был Он вечным Богом или Богом, у которого есть где-то в вечности начало, не важно, сколько у Него было сущностей, и как они взаимосвязаны. Что же случилось с несторианским христианством? К 14 столетию эти общины, в большинстве своём, были вырезаны, уничтожены, вытеснены нашествием Тамерлана. Что же делало христианство в это время на Западе и Востоке? Сидели и смотрели, воевали за свои политические интересы, упивались, и думали, что "они не наши." Вот она догма, существенная часть богословской системы, которая должна была оградить общины от ошибок! Апостолы не могли создать исчерпывающей богословской системы, по многим причинам. Они и не стремились этого делать, и не сделали бы, если у них даже было предостаточно времени. Довольно прожить с тем, что уже открыто. А ещё и потому, что это путь Христов, которого мы должны придерживаться, и по которому мы следуем за своим господином, а не размышление о том, какой Бог, кто Дух Святой, и как взаимосвязаны божественная и человеческая природы Христа между собою...  

Тяжелее всего осознавать тот факт, что, как и в истории, так и сегодня, Слово Божье становится подчинённым целым богословским системам на службе у больших деноминаций. Происходит процесс отождествления богословия с Библией, догмы и Слова. Богословие моей "церковной семьи," то же, что и Божье откровение, и, наоборот. Мы больше не ищем в Слове, а ищем в богословии. Слово Божье перестало быть исчерпывающим Божьим откровением, в котором мы растём. На смену ему пришла деноминационная система, мы оправдываем всё, что у нас, Словом, скорее, чем учимся у Слова. Главное - сделать утверждение, поставить точку, но не движение, рост и поиск Бога, правильных ответов на ту или иную проблему, с которой мы сталкиваемся сегодня. Незаметно, шаг за шагом, Слово Божье становилось и становится прислужником у деноминационных верований. В конце концов, нам страшно признать факт, что некоторых вещей, в которых мы утверждены, нет в Слове Божьем! А ещё страшнее, менять то, во что мы свято верили долгие годы, почему же? Потому что "...Старое вино лучше." Павел говорил о том времени, когда мы станем одним народом в Боге: христиане, обращённые из язычников и евреи. Как вы думаете, кто или что мешает сегодня этому произойти? Мы, со своими догмами и деталями о Творце.

Итак, некоторые тенденции в богословии и в нынешнем христианстве нам нужно поменять. Но поменять, к чему или во что? Наши взоры должны быть устремлены к единению с Богом! Как и христиане первого века, так и сегодня, мы задаём себе вопрос, за что бы мы отдали свою жизнь...? С чем ассоциируется единение с Богом? Обычно это молитва, это прославление, погружение в смысл Его Слова. Но это ещё и участие в жизни ближнего, это прикосновение к руке своего сына или дочери, это общение со своей женой, со своими друзьями, с творением Отца. Бог на всяком месте, и "Дух Божий проницает все глубины Божьи." Здесь главное не догма, не богословие, не проповедь, не мысль, а молитва, общность и действие. Мы слишком узко объясняли единение. Это единение не только с Богом, но и с людьми, что, по сути, то же божественно. Соприкасаясь со своими близкими или с нуждающимися, я соприкасаюсь с Богом, Его милостью и любовью, с вечной жизнью. Меня учили, что, чем больше я буду любить своего сына, тем больше вероятности, что Бог может возревновать и забрать его у меня. Какой абсурд. В сыне я вижу продолжение любви Бога, и чем больше его люблю, тем больше люблю Отца. 

Единение с Богом важно не только потому, что оно являет собою сущность всего, о чём сказал Христос, а и потому, что о нём невозможно написать много богословских трудов, поспорить или подискутировать. Здесь, больше поиски ответа на вопрос, как происходит это единение? Меня, однажды, один человек спросил: "Вот, вы в церкви всё говорите и призываете к чему-то, только не объясняете, как это сделать?" Единение - это то, что нужно пережить и переживать, а говорить об этом - много не скажешь. Его невозможно  измерить человеческими словами и передать самым возвышенным языком. Это можно обрести, пойти и рассказать людям. Мой близкий друг, миссионер из Китая, заметил, что в тюрьмах нет Протестантов, Католиков, Православных, там есть только верующие. У них отняли всё: их одежду, их дом, их жизнь, их Библию, даже некоторые богословские взгляды они поменяли, но у них не могли забрать самое главное - встречу с живым Богом. Эта встреча произошла  с нами и происходит постоянно, и не на "энкаунтерах." Имея такую встречу, можно быть даже готовым на смерть и умереть достойно. Стефан, видевший Иисуса, принял мученическую смерть, подобно Христу на кресте. Через Слово Божье, в которое мы верим, и на основании принципов которого, строим всю свою жизнь, мы приходим к живому Богу. Это невозможно измерить чувствами, эмоциями, человеческими словами,  и даже не осязательными образами видений и пророческих снов, хотя всё это может присутствовать в той или иной степени. Это, в большинстве случаев, исчисляется только сильной убеждённостью, готовностью до смерти провозглашать Его царствие и, с глубокой благодарностью за Его милость, вести правильный образ жизни. 

Что же мы можем? Мы можем лишь предоставить для Бога условия, расчистить место, а само единение просто происходит. Суть всего, о чём я говорил в других статьях об этом предмете:
  1. Единение невозможно без доверия Богу и надежды на Его милость. Основание нашего соучастия с Богом - благодатный дар в подвиге Христа, которому мы всецело вверяем свои жизни. 
  2. Единение невозможно без дисциплины молитвы и поучение из Слова Божьего. Слово становится авторитетом, а не оправданием нашим мыслям и практике. Мы должны предоставить Слову говорить к нам, а не выискивать в Слове обоснование своим "подвигам."  И, важно, - главная цель Слова - соединить нас с Небесным Отцом.
  3. Единение невозможно без отвержения себя и готовности умереть за истину. Твой крест - не муж и жена, и не проблемы на рабочем месте. Крест - есть учение Христа, ради которого мы жертвуем и отдаём все свои усилия.
  4. Единение невозможно без "опустошения" себя от всего, что в мире, где господствующей идеологией есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мы в мире, но не от мира; хотя для мира.
  5. Единение невозможно без жертвенной любви к ближнему своему. Мы ровно настолько близки к Богу, насколько близки к людям, нуждающимся в помощи, и насколько жертвенные по отношению к своим семьям. 
Самая высокая степень единения происходит, когда Бог перестаёт быть для нас просто средством к достижению своих целей,  а целой вселенной, в которой мы существуем, и, вне которой, ничего нет! Иоанн Креста сказал, что самая высшая степень любви,  - это не любовь Бога ради себя, и даже не любовь Бога ради самого Бога, а любовь к себе, ради Бога. Почему? Потому что, мы настолько начинаем любить Бога, что мы просто растворяемся в Его воле и славе, помимо которых ничего больше не существует, мы готовы любить себя ради Него, и "ненавидеть" себя ради Него, отдавая свои жизни за других.

Томас Кун, в книге "Структура Научных Революций," определил развитие науки как смену парадигм. Когда учёные подходили к ряду трудностей, с которыми они сталкивались в изучении, нужно было менять подходы. Происходила смена парадигмы. Мы подошли к вопросам, которые не можем разрешить на данном уровне. Эйнштейн сказал, что проблемы невозможно решить на том уровне, на котором они были созданы. Нам нужен сегодня прыжок вверх, шаг над собою. Общине Христовой не нужна реформация, трансформация и, уж конечно, не революция. Нам нужно больше, высказываясь современным языком, "перезагрузка" всей системы подходов или трансцендентность над существующим порядком вещей. Нет большей духовности, нет большего богословия, чем единение с Богом и служение другим во имя Отца нашего Небесного.

Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.

(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный. Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл. Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат! Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий