18 июля 2014 г.

"Мама, я боюсь темноты" Как победить страх?


Однажды прочитал на одном из христианских сайтов интересную шутку. Как-то сын спросил своего отца чего он боится больше всего в жизни! Отец ответил, что больше всего он боится темноты и стоматологов! Сын удивленно посмотрел на своего отца, и сказал: "Я понимаю, почему ты боишься стоматологов, но почему ты боишься темноты?" Отец испуганно ответил: "А кто его знает, сколько в темноте этих стоматологов!" Каждый из нас чего-то боится! У многих людей страх к некоторым вещам сохраняется ещё с детства. Нет таких людей, которые бы не боялись чего-то! Правда есть... Любому человеку присуще бояться, и в этом нет ничего постыдного или плохого! Кто-то сказал, что именно страх - самое сильное и глубокое чувство человека. Человек больше всего помнит самые страшные моменты своей жизни, и мало помнит самые приятные случаи! Как-будто воспоминания, вызванные страхом, становятся частью его сущности, которую очень тяжело искоренить в последующие годы! Как нам справиться со страхом, как победить страх или смириться с ним? Нужно ли вообще бороться со страхом? Чего мы боимся больше всего? На последний вопрос Зигмунд Фрейд однажды сказал так: человек в конце концов боится смерти! (Не цитата). Всё, чего боится человек, сводится только к одному - к страху перед смертью! Ещё церковные отцы учили, что одна из самых больших заслуг христианства заключается в том, что оно уничтожило страх перед смертью! Павел говорит, о своём пребывании с Богом, в случае, когда он умрёт! Павел называет смерть - приобретением!  Чего ещё мы боимся?

Чего боятся люди (по классификации немецкого психолога Вильгельма Йонена)

Мужчины: 
  • Оказаться несостоятельными: в профессии, в сексе, в жизни вообще
  • Потерять свой авторитет
  • Стать посмешищем
  • Оказаться в подчинённом положении
  • Оказаться обманутым, ненужным, одиноким
  • Быть объектом манипуляций
  • Боятся обнаружить свою слабость
Женщины: 
  • Остаться одинокой
  • Панический ужас потерять ребёнка
  • Страх потерять работу и оказаться в нищете
  • Страх перед родами
  • Страх катастроф, стихийных бедствий, несчастных случаев, 
  • Старости
  • Смерти
  • Боязнь мышей, крыс, змей, тараканов, и прочей нечисти
Дети
  • Темноты и страшных снов
  • Наказания, криков
  • Сказочных персонажей, чудовищ, привидений
  • Одиночества
  • Смерти (своей или родителей)
  • Хулиганов, бандитов, войны, катастроф
  • Уколов, врачей
Итак, все люди боятся чего-то! У меня напрашивается простой вывод - страх это нормальное чувство, присущее любому нормальному человеку, если это чувство не влияет на твоё поведение в обществе (не вызывает агрессивности или отделённости) или не наносит урон твоему здоровью (постоянное состояние в страхе приводит к депрессии). Во всех остальных случаях не боятся те, у кого со здоровьем не все в порядке! Страх это нормально, как насморк, но с ним что-то нужно делать! Давайте посмотрим на страх с положительной стороны. Страх предохраняет нас от неправильных поступков: страх оскорбить человека, страх обмануть человека, страх присвоить чужую вещь! Есть ещё один момент, страх - один из сильных движущих факторов в жизни человека. Страх получить плохую оценку на экзамене, мотивирует человека к лучшей подготовке. Страх потерять свою работу, толкает человека к лучшим показателям. Мы говорим при этом, разве это правильно, если человек движим только страхом? Человек должен быть более позитивен! Но и Библия говорит о том, что некоторых можно спасти страхом перед вечным отчуждением от Бога! Иоанн замечает, что в страхе есть мучение! А истинная любовь вытесняет страх!  
 
Но апостол говорит о страхе по отношению к Богу в виду скорого суда и конца всего! На суде нам нечего бояться, так как Бог возлюбил нас во Христе! Хотя, действительно, страху противостоит любовь. Иоанн говорит о самом великом чувстве - любви, жертвенной  любви! На земном же пути, пока мы все ещё люди, и не превратились в ангелов, эти два чувства будут уживаться в одном человеке, в зависимости от его духовного и морального состояния!

Как же справиться со страхом? А нужно ли вообще это делать? Как только человек чувствует страх, появляется желание его преодолеть или избежать всего, что его вызывает! Стремление побороть это неприятное чувство, как раз и толкает людей к определённым решениям. Страх не возможно преодолеть на уровне мыслей, душевных настроений или сугубо внутренних перемен. Виктор Франкл однажды сказал, что чем больше ты пытаешься убежать от страха, тем быстрее он настигнет тебя... (Не цитата). Он говорил о внутреннем состоянии борьбы.  Я очень боялся сесть за руль автомобиля, потому что мой учитель всегда говорил мне, какой я неспособный человек! Но пришёл мой час, мне нужно было научиться ездить ввиду особенной надобности! От этого зависела моя работа и состояние моей семьи. Я прокручивал в своём уме тысячи случаев, я много думал как водить и что я буду делать в определённой ситуации! Я однажды поделился своим страхом со своей тётей! Улыбнувшись по-доброму, она сказала, "Будешь ездить- будешь ездить!" Сначала я подумал, что это какая-то шутка, но потом я понял, такие вещи не решаются в голове, а за рулём. Я сделал решение, сел за руль со своим новым учителем и стал ездить. Страх можно победить, только действуя. Если вы боитесь какой-то болезни, узнайте о ней побольше! В конце концов, пойдите проверьтесь, сдайте анализы и убедитесь - может быть это не о вас! Психолог тоже может поставить правильный диагноз иногда... 
 
Люди больше всего боятся того, чего не знают или то, что может случиться в будущем! Ликвидация безграмотности решает одну проблему! О другой проблеме говорит одна китайская мудрость: прошлое - не изменить, будущее - неизвестно, единственное время, в котором мы живём и которое реально - настоящее! Нужно не только действовать, нужно действовать сейчас! Интересно, я нашёл так много людей, которые насколько свыклись с этим чувством, что они даже не представляют себе, как жить без него! Жизнь теряет весь смысл, драйв, силу, что лишившись страха, человек ищет, чего бы ещё побояться! Очень много людей любят чувство острого ощущения, только тогда они понимают, в чём сила жизни! Бойтесь, чтобы жить, только это спасёт вас от внутренней потребности острых ощущений! Сидите дома, ничего не делайте и бойтесь - вот рецепт истинного "счастья." Но другим я скажу: нет иного пути победы над страхом, как только действовать и действовать во благо других людей!  

Страх - это чувство и вместе с этим бездействие!  Чтобы действовать нужно задать несколько важных вопросов, дать на них искренний ответ и сохранять высокую мораль!

1. Какая ситуация и какие факты?  Оценить ситуацию, собрать все факты.
2. Что под риском?  Что безопасно?  
3. Опасность внутренняя или внешняя?
4. Какие первые шаги предпринять?
5. Какую помощь я могу получить?
6. Сохранять уверенность в том, что на "другой стороне" любой ситуации - только хорошее!

Кто-то сказал что, страх - лишение помощи от рассудка! В одной из ситуаций, когда люди следовали за Христом, учитель сказал, сесть и посчитать, хорошо подумать и решить действовать! Страх это ещё и лень, лучше посидеть и побояться, так не скучно! Страх заканчивается там, где начинается конкретное действие. В самые сложные ситуации жизни, в самые страшные моменты люди создавали самые великие и глубокие вещи, писали книги, создавали бизнес и многое другое! Это не время сидеть, время всегда, чтобы что-то совершать!

Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.

(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный.  Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл.  Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат!  Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий