"Путь Господень" - это путь, по которому прошёл сам Христос. Это предполагает, что каждый, кто возлагает свою надежду на Него, должен идти по этому же пути. Иоанн говорит, что в этом мире мы поступаем, как Он (1Иоан. 4:17). Один из важнейших аспектов "пути Христова" - это следование за своим учителем. Но у следования за своим господином есть условие. Очень часто люди подходят к вере, к хождению в церковь, к Богу с потребительским пониманием - "самое большое, что я уже сделал для Бога - это признал его существующим; поэтому Он мне должен, и я ожидаю от Него все, что я ни попрошу!" Это "джин-богословие" - потёр лампу, "я твой слуга, проси все, чего ни пожелает твоя душа!" "Путь Христов" предполагает лишения и трудности, страдания и гонения. "Путь Христов," прежде всего, начинается из условия! Почему идти и принимать эти условия и становиться на эту нелёгкую стезю? Потому что это истина!
Но обратимся к условиям! Христос совершенно ясно дал понять: "Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною..." (Лука 9:23). Наш аналитический ум говорит нам о том, что речь идёт о трёх требованиях. Как мы привыкли к усложнению простых вещей! Речь идёт об одном и том же явлении - отречении себя, только с разных сторон, что усиливает мысль о преданности и полной жертвенности ради истины. Иисус говорит об отвержении себя, о кресте и следовании за Ним.
"Отвержение себя" - как это звучит непопулярно в наше время. Обычно говорят, что все проблемы человека от непринятия себя, от низкого самоуважения к себе, отсутствия самовыражения, от самоотрицания, от неспособности найти себя или выразить себя, воплотить в жизнь свои таланты. Наоборот, когда человек реализует свой потенциал, самого себя, будет делать по своему сердцу и в соответствии со своими дарованиями, - он найдёт себя в жизни и будет поистине успешным и счастливым человеком. В унисон такой философии гуманизма, грех - это неспособность выразить себя, это непринятие себя.
Христос совершенно говорит о противоположном: отвержение себя - это и есть путь освобождения и спасения. Это процесс и постоянное, постепенное самопожертвование. Другими словами, о чём Христос говорит, что самая большая проблема, от которой страдает человек - это он сам. Источник всего несчастья и боли - не плохое воспитание, бедная жизнь, недостаточное образование или отвержение другими людьми. Источник своего несчастья - есть сам человек! Не внешний фактор, а внутренний... Учит ли Христос ненавидеть себя, унижать себя? Нет! Он говорит большее, отвергнуть себя - значит потерять себя из вида, перестать преследовать свои цели, потакать своим желаниям! Отвергнуть себя - есть спасение и истинное освобождение! Именно эгоистическая любовь к себе, чрезмерное желание выразить себя и неспособность найти в реальном мире воплощения своих целей и желаний - в этом и есть корень всех человеческих несчастий. Чем больше человек себя любит, жалеет и пытается воплотить свои идеи ради себя, тем больше он страдает и болеет психозами в разных формах! Кто-то однажды сказал: "Тот, кто благословляет других, меньше всего болеет психическими болезнями!" Христос предлагает простой путь - отвергнуть источник своих несчастий - себя, своих желаний и похотей и жить ради других. В одной из книг, Доктор Фил говорит о радости в жизни от того, что люди совершают в соответствии со стремлением своего сердца. Он приводит в пример Эйнштейна, пытавшегося найти "формулу жизни," и наряду с ним он упоминает мать Терезу. Как вы думаете, кто стал по-истине счастлив? Мать Тереза не всегда была "матерью", она оставила всё в своей жизни и стала служить прокажённым в Индии. Теряя себя, отвергая себя, она поистине нашла себя и помогла людям. В этом сила и истинное счастье! Когда Пётр услышал слова Христа о смерти на кресте, он, выбежав впереди идущих, стал перед учителем, остановил Его и проговорил: "...Будь милостив к себе, Господи! Да не будет этого с тобою." Думаете, Пётр думал в этот момент о Христе? Его мечтам сидеть рядом с царём у трона пришёл конец (как он себе представлял). Что же он услышал в ответ? "Стань за мною, сатана..." Истина в том, что я законченный эгоист, не важно, есть у меня дети или нет, есть у меня жена, семья или нет, и этот эгоист должен не просто чем-то пожертвовать, а полностью "умереть" для себя, тогда тот новый человек будет чувствовать себя поистине свободным и счастливым.
Если посмотреть на это как на процесс, то можно это перефразировать так: в той мере, насколько человек отвергает себя, настолько же он свободен, счастлив и исполнен.
Я не объект отношений, чтобы себя или уважать или унижать! Я - это тот, кто должен что-то отдать или потерять!
Чем же определяется эта потеря себя или отдача себя? Здесь основное слово - крест. Крест - есть символ смерти и полного отречения. Взять крест - это значит быть готовым умереть за истину или внутренне умереть для себя, чтобы следовать за Христом. В книге "Двенадцать верований, от которых можно сойти с ума" говориться о женщине, матери, которая позаботилась о детях, о семье, отдала им всё и в церкви на проповеди слышит о самопожертвовании! Сколько ей ещё жертвовать ради других? А что остаётся для себя? (Авторы этой книги - психологи, которые склоняются больше к секулярной психологии, а не библейскому учению о душе.) Но ответ Христа, прост: для тебя не остаётся ничего! И не должно оставаться ничего! Тебя просто нет, ты растворяешься, "опустошаешь себя," чтобы жить ради других - это и есть истинный крест и истинная мера пожертвования! Я страдал до тех пор, пока я не понял - моя проблема не в том, сколько остаётся ещё для меня, а в том, сколько ещё остаётся меня! Вот в чём истинное ученичество и вера заключается. Христос становится образцом истинного отвержения, о котором пишет апостол Павел в письме к Филиппийцам во второй главе. Христос не посчитался со своим высоким званием и положением, но "опустошил" себя ради нас, т.е. отдал себя за нас. Это опустошение включает схождение с небес, принятие человеческого тела, становление рабом, подчинение до креста, т.е. до смерти. Опустошить себя то же, что и отвергнуть себя и своё положение, желания, стремления и жить ради других. Цель христианской жизни - альтруизм в самом высшем его проявлении. Именно такое опустошение себя через жертву Христа приносит человеку истинный смысл жизни, праведности и духовной полноты. Виктор Франкл в одной из своих книг сказал о том, что истинный смысл жизни всегда лежит вне человека. Он всегда в другом человеке, который нуждается в твоём участии!
Когда говоришь об этом, некоторые люди говорят прямо. Они боятся, что отдавая так себя, о них будут "вытирать ноги." Люди боятся "терять себя," отдавать себя, так как это даст повод другим использовать их в своих целях. Как будто Христос был таким бесхарактерным, прислужником, который делал всё то, что Ему люди повелевали?! Христос, призывая к отвержению себя, говорит об истинном приобретении или исполнении. Человек не становится жертвой в руках жестоких людей или обстоятельств. Он говорит об истинном приобретении себя во Христе. Человек получает цель Бога, знание Его воли и руководство принципами его истины в вопросах жизни. Другими словами, человек, отвергая себя, не становится жертвой чьих-то желаний, воли или злых намерений, он доказывает и показывает в своей жизни, что воля Божья поистине благая, угодная и совершенная.
Возвращаясь к вопросу отвержения себя как процесса, нужно заметить несколько вещей. Никто в этой жизни, как и сам апостол Павел, не может считать себя достигшим полного отвержения или опустошения себя, или, другими словами, совершенства. Мы выброшены в процесс поиска, стремления к цели без полного её достижения в этой жизни. Для Бога, важнее всего, именно этот процесс, чем достижение. Цель поставлена - отвержение себя до смерти или полного опустошения. Мы только стремимся к этой цели. Чем больше человек отрекается от своих желаний и побуждений, тем больше он находит своё счастье и совершенство. Поступать по своему сердцу - путь к саморазрушению и разрушению жизни других. Отречение себя по мере увеличения своего "опустошения" - путь к счастью и совершенству.
Как только люди начинают жить для себя, выражать себя, воплощать себя - это путь к эгоизму и к саморазрушению, к разрушению целых цивилизаций! Это приводит к разрушению морали, существованию ради своих корыстных целей, развращению и угождению своим чувственным наслаждениям. И, в конце концов, такая жизнь останавливается, в ней нет движения и цели, в ней нет смысла и высоких ценностей! Она останавливается как духовно, так, впоследствии, и физически...
Когда человек теряет себя, он находит Бога, находит того, ради кого жить, и, в конце концов, он находит себя... Теряя себя - человек находит себя...
Что самое удивительное - именно такое отречение делает человека учеником Христа! Скажу более радикально - без этого отречения нет следования за Христом, нет ученичества, нет истинной веры!
Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.
Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.
(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный. Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл. Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат! Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)
Комментариев нет:
Отправить комментарий