3 декабря 2014 г.

"Вы от нас что-то скрываете?" Библейское изучение: "Христос в валенках и телогрейке"

Вторая часть рубрики, Библейское изучение

Новый Завет  
"Христос в валенках и телогрейке!"
Я представлял Христа себе по-другому. Да и все фильмы о Христе показывают Его возвышенным, отвлечённым от мира, получеловеком, наполовину смеющимся, наполовину плачущим, и на кресте Ему было не так больно, как людям. Обычно, Его изображают высоким, с длинными волосами, с острым носом, худощавым, стройным. А что, если у Него был нос картошкой, с округлыми чертами лица, небольшой небритостью, короткой причёской, и, по внешности, толстенький мужичок? Да ещё и низеньким, не больше 170см. Именно такой автопортрет составили учёные, когда изучали внешность галлилеян первого века. Я думаю, что Христос нас всех во многом разочаровал бы, потому что Он не был бы тем, кого мы ожидаем увидеть в лице духовных авторитетов. 

Родился ли Он в пещере? Сложно себе представить, что Иисус родился зимою, и как пастухи могли нести ночную стражу в это время года? Израиль, несмотря на свой ланшафт, с субтропическим климатом, но в декабре идёт много дождей и температура опускается до нуля. В нагорье может быть даже ниже нуля. Все стада в это время уже в укрытиях. Но давайте допустим, что это, просто, чудо Божье.  Лука говорит, что в это время была перепись, поэтому все должны были возвращаться в свой город, в котором родились. Вифлеем не только город Иосифа, но и Марии. И Иосиф и Мария из колена Давидова. Это значит, что они пришли в местность, откуда сами родом. Мы могли бы больше чем допустить, что там жили их родственники. И то, что названо Лукою гостиница (каталума), на языке оригинала, может значить верхняя комната здания, а не нижняя (фатне), которая, обычно, уделялась для скота, и, в холодное время года, была самым тёплым местом в доме. Многие возвратились для переписи, или им действительно не хватило места в гостиной, тогда какие же у них родственники? Или фразу о том, что не нашлось места, нужно понимать в смысле: не нашлось в доме лучшего места для роженицы при таком столпотворении. В нижней части люди спали и не обязательно Христос был рождён в яслях, но в комнате для скота; не в пещере, не в гостинице, а в доме у своих родственников. 

Когда ему исполнилось около двух лет, повествует Матфей, его посетили непонятно сколько волхвов. Слово "волхвы," переведено так, чтобы неискушённый читатель ничего не мог понять. Волхв, в то время означал, маг, а для людей, просто, чародей. Для люда всё непонятное могло стать магическим. Это и не значит, что они занимались магией, но астрологией точно: наблюдали звёзды, движение небесных тел и связывали их с событиями истории. Обычно, такие люди были только из высших слоёв общества. Для многих удивительно, что Бог решил им первым открыть о рождении своего сына. Как нетрадиционно! Итак, мы не знаем сколько их было, мы знаем, что они принесли три дара. Два человека могли принести три дара, или четыре человека. Не правда ли? Те, кто так сильно пытается показать, что Иисус родился в бедной семье, судя по жертве в храме при рождении младенца, в ужасных условиях, или, наоборот, что Иисус ни в чём не нуждался, так как был очень богат, заблуждаются. Он родился в среднестатистической, обычной Израильской семье, которая занималась обычными делами. У них не было всего вдоволь, но всего достаточно. Матфей свидетельствует, что приёмный отец Иисуса Иосиф был плотником или каменщиком, а Марк говорит, что сам Иисус занимался тем же делом и знали его в Назарете, как каменщика с самым широким профилем работ по строительству (Марка 6:3). Такие люди могли неплохо заработать в то время. На наивный вопрос, где Иисус провёл большую часть своей жизни, можно с уверенностью ответить - до двенадцати лет Он уже хорошо знал закон, а в остальное время работал дома и кормил семью, а не сидел в молитвах и изучении Торы. Как и любой учитель в то время, он должен освоить ремесло и работать руками. Вероятнее всего, Иосиф рано ушёл из жизни. И ему, как старшему сыну в семье, пришлось много работать на своих братьев и сестёр по матери. 

В фильмах об Иисусе показывали, какой Он был добрый, принимал детей и любил бедных. Но меня всегда смущало, почему режиссёры опускают факт изгнания продавцов из территории, принадлежавшей храму. Это было жестокое зрелище: Христос опрокидывает столы менял, с бичом из верёвок в руках гонит толпу, коз, овец, говоря о них, как о разбойниках. Такое очищение наш Господин совершил дважды: в начале служения и в конце. Когда начал читать Новый Завет в оригинале, передо мною предстал истинный Христос. Это учитель, который мог вышвырнуть из дома людей, которые ему досаждали своим неверием или своими глупыми поступками, в виде разглашения об исцелении. Из-за этого Ему приходилось скрываться в пустынных местах, голодать и не показываться на глаза местным (Марка 1:43-45; 5:40). Он упрекал своих учеников и подчёркивал их тупость и неверие (Марка 4:13; 8:17, 21; 9:32). Наш нежный Господь, который трости надломленной не преломит, мог привести в сознание своих последователей пробуждающим словом. Но и ученики не скрывали своей критики в адрес своего наставника в виде, "тебе нужды нет" или "ты что не видишь,  тебя теснит народ и спрашиваешь, кто теснит тебя" (4:38; 5:31). Фарисеев и священников он называл самыми бранными словами, которые учителя закона могли себе позволить по отношению к язычникам: "свинья" и "собака" (Матф. 7:6). Кстати, когда Он говорил с женщиной из Сирофиникии, сравнивает её с собачкой. В этом мы видим сарказм Христа по отношению к учителям закона, и прозвучала эта фраза, как шутка. Что? Христос ещё и шутил? Не только. Христос не был лишён чувства юмора, но Он мог и скорбеть, и отдаваться печали во всей полноте (Марка 14:33-34).  Он не скрывал свой гнев в адрес учителей закона (3:5) и негодование (Марка 1:43; 9:19; 10:14). Фарисеев он назвал "море," что значит "безумный" (Матф. 23:17). Именно за это слово, сказанное в адрес человека, Христос говорил о наказании геенной огненной (Матф. 5:22). Некоторые учёные приходят к выводу, что сам Иисус не исполнял своего же слова, но, уверен, в адрес священства, слепых вождей, лицемеров, это было для Великого учителя справедливо сказать. "А судьи кто?"

Матфей вспоминает, что Христа в народе называли "пьяницей" и "обжорой" (Матф. 11:19). Да, это слова людей в адрес учителя, не потому что Он таким был, а потому, что он очень уж отличался от учителей закона своим поведением. Лука свидетельствует о Христе, что Он часто уединялся для молитвы, но насколько же часто он собирал людей по домам, и, на современном языке, устраивал вечеринки с застольями, с компанией, куда могли придти все, особенно презренные мира сего: проститутки, воры, бандиты. Некоторым, святым и духовным, от такой компании становилось несносно. Но, "не здоровые нуждаются в спасении, а больные."  Да, ещё неизвестно сколько раз в день Христос молился, и, вообще, были ли у Него определённые часы молитвы. Это сложно сказать по евангелиям.  Он учил своих последователей, говорить с Богом заученными фразами ("Отче наш..."), и велел, вообще, не поститься ("Жених пока дома..."; Он всегда с Нами Духом Святым). Он опроверг всё то, что учителя закона считали вершиной духовности и близости с Богом. Что же о Нём думали его самые близкие - семья? Они считали, что Он не в себе, т.е. лишённый рассудка (Марка 3:21, 31-35). Наверное, возмущались от того, как каменщик мог объявить себя мессией.  Да и у Христа при жизни не всё с семьёй было гладко. Он не пожелал их видеть, когда они искали Его, отказываясь от своих в пользу новой семьи, духовной, которая прислушивается к Его словам. После воскресения, его брат, Иаков, становится епископом Иерусалимской церкви, а другой брат, Иуда, становится одним из авторов писем Нового Завета и видных деятелей ранней церкви. Иоанну Иисус на кресте поручил заботу о своей матери. Всё совершается в процессе.

Несколько слов хочу сказать, в связи с этим, и об апостолах Господних. Апостол Пётр сторонится язычников ради иудеев. Павел называет его лицемером. И это тот Пётр, который в Иерусалиме со смелостью мог противостоять священникам и фарисеям, не боясь смерти. Мы не всегда на духовной вершине. Павел поссорился с Варнавой из-за Марка, и долгое время не сообщался ни с тем, ни с другим. Хотя, через время, перед смертью, попросил Марка посетить его. Павел был любящим и нежным другом, но и в его ярости было сложно устоять. Галат он называет "околдованными безумцами," евреев - "собаками," а обрезание, которое они проповедовали - "увечьем" или позором. Иудействующим, считавшим обрезание знаком истинной праведности, он посоветовал всё отрезать, чтобы праведности было побольше (послание к Галатам). Иоанн называет некоторые синагоги - сборищем сатанинским. Говорит ли это, что Новый Завет призывает к антисемитизму? Несмотря на такие грубые слова в адрес Иудеев, сами же Иудеи это и говорили. Только Лука был язычником из всех авторов писем и писаний Нового Завета. Павел же признаёт, что они отошли от Бога, но ради отцов - они возлюбленные Божьи, завет Господень к своему народу непоколебим (Рим. 11). Здесь мы видим не только в учителе, но и в апостолах их человеческий облик. Они были людьми, с присущими людям эмоциями, страхом, гневом и переживаниями. 

Когда я всё это обнаружил в моём спасителе, поломался образ того Христа, который я вынашивал долгие годы. Идеального Христа, бесчеловечного Христа, далёкого от меня и людей, Христа. На Его смену пришёл человечный Христос, "в валенках и телогрейке." Он был самый человечный человек, с чувствами, бурными эмоциями, со страхом, стрессом, грубый, иногда, даже могущий обидеть своими справедливыми словами, но ни в ком другом не было сколько любви, принятия и снисхождения, как в нашем спасителе. Я в такого Христа хочу верить, приходить во имя Его к Богу и славить Его святое имя. 

Самое главное, такой Христос  разрушает наше ложное представление о духовности и святости человека. Меня долго учили, что быть святым или духовным, значить, стать менее человеком. А быть ещё и святым мужчиной, значит вообще не выражать своих эмоций. Как вам плачущий Христос? Мужчина всех мужчин? Он, просто, не был плаксивым! Духовность  - это не полёты в небо и не отвлечённость от жизни. Это значит во всей полноте быть человеком, созданным Богом, для Его воли. Оправдывает ли это нашу несдержанность, раздражительность? Нет. Но и наши недостатки не должны останавливать нас в служении и совершении воли Божьей. Мы все на пути совершенствования.

Все ссылки взяты с учётом греческого текста Нового Завета. Вы можете решить проблему с текстом путём приобретения другого перевода Писания. 

Читайте вторую статью по Новому Завету: "Вы что-то от нас скрываете?" Библейское изучение: "Ей гряди, Господи! "Ну, и где же ваш Иисус?"

Читайте третью статью по Новому Завету: "Вы от нас что-то скрываете?" Библейское изучение: "Фантастическое взятие церкви, а евреи пусть страдают!"

Читайте четвёртую статью по Новому Завету: "Вы от нас что-то скрываете?" Библейское изучение: "Иисус в аду и кровянка на первом соборе в Иерусалиме"

Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь. 

(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный. Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл. Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат! Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий