Другие Статьи

«При чём здесь Авель?»
(Эта статья предоставлена Станиславой О.)
 
Причина первого убийства на земле, да ещё старший брат убивает меньшего брата. Рассудим так: можем ли мы точно знать истинную причину этой трагедии? Каин обиделся на Авеля. Каин, точнее, возненавидел Авеля, позавидовав Авелю за то, что «призрел Господь на Авеля и на дар его. А на Каина и на дар его не призрел». «Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит ещё». «Послание к Евреям», 11; 4. Сказано далее: «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его». Но причём тут Авель? Господь не призрел на Каина и на дар его. Но всё зло и огорчение переносится на меньшего брата Авеля. Как правильно понять эту ситуацию и вникнуть в неё? Как вникнуть в чувства и переживания Каина в этот момент и понять его, а не просто осудить? Однозначно, мы разумеем, что зависть и убийство - это что-то ужасное, ненормальное, противоестественное человеческой природе. Звучит призыв: «Не убий!» Даже конкретное и ясное повеление. Закона ещё не было, но была совесть и Божье предупреждение. Несмотря на это, Каин твёрд в своём намерении. Так причём здесь Авель? Как понять Каина? Вполне вероятно, что этому событию предшествовало что-то ещё, ранее происшедшее между братьями. Что и после Божьего совета господствовать над грехом Каин упорно оставляет зависть в своём сердце, хотя при чём здесь Авель? Первопричиной есть Бог. Ему не по нраву была жертва Каина. Естественно, что у Каина, как и у всех, действовал закон зла, рядом с законом добра. Рим. 7:14-25 От грехопадения Адама и Евы мы проданы греху, если не очистились от него кровью Христа. И после этого нам предстоит жестокая каждодневная борьба со злом в самих себе. Апостол Павел признаётся: «Я каждый день умираю», то есть для греха, умерщвляет греховные мысли, желания силою Божьей. А отец и мать Каина и Авеля? Мы понимаем, в каком духовном состоянии были наши праотцы Адам и Ева. Как у нас сейчас, так и у них, не было первоначальной полноты их собственной, потому что тесная связь с Богом была потеряна. И они не смогли разглядеть и предупредить то греховное, что было в Каине и выросло до таких огромных размеров, и Каин дал ему волю, не научившись владеть собою, допуская к брату злобные, негативные чувства. 

В каком возрасте были оба брата, когда это случилось? Мы знаем, «…был Авель пастухом овец, а Каин был земледельцем» Мы видим, что каждый из них имел своё занятие и утвердился в нём. Значит, это были достаточно взрослые молодые люди, чтобы управляться в этом деле и быть успешными, самостоятельными.

Какова же причина раздора, злобы, зависти? Когда она появилась в сердце у старшего по возрасту брата? По этому поводу мы можем только догадки строить, предполагать, делая для себя выводы, как бы поступить в той или другой ситуации более верно. Может, с раннего возраста, когда появился меньший брат Авель…? И тогда у старшего Каина появилась ревность к меньшему, что ему теперь уделяют мало внимания, чем раньше. Что он зримо видит, как отставлен на задний план. Всё Авелю, всё ему… Такое и сейчас бывает…Какими мы должны быть мудрыми, чтобы раньше появления меньших детей предупредить старших и научить их с любовью воспринять маленьких братиков или сестричек. Рассказать о том, что, когда появятся меньшие, им, старшим, меньше будет уделяться времени. И от них также потребуется помощь в уходе за маленьким. В некоторых семьях это практикуется. И правильно. Дети предупреждены и готовы ко встрече меньших братиков или сестричек. 

Например, в одной семье старший мальчик был предупреждён о появлении меньшего братика. Но всё же время от времени возникали подобные ситуации. Однажды старший признался, что он хочет быть тоже, как меньший его братик. Родители сделали выводы. Стали больше уделять ему внимания, носить на плечах и на спине, хотя ноги старшего сына доставали им до колен. Ему было 5 лет. Меньшему был годик. Родители, обнимая меньшего, говоря, что любят его, так же брали на колени старшего и говорили, что он любимый ими сыночек. Всегда надо, как физически беречь, так и духовно стеречь за проявлением между детьми разного рода несогласий и остерегать от враждебных проявлений. Иногда возникали несогласия между детьми: если старший брал какую-то игрушку себе, её тут же отбирал меньший, хотя подобные ей были. Родители старались уговаривать меньшего, доказывая его неправоту. Но он стоял на своём и игрушки не отдавал братику. Обидевшись на маленького брата из-за этого, старший говорил: «Где только взялся этот братик? Зачем его привезли в наш дом? Он всё у меня забирает и не даёт мне играть?» Родители просили мудрости у Бога, как им быть в этой ситуации и как поступать. Явно видно из этого, что возникает угроза, когда вмешивается вражда в отношениях вместо любви и дружбы, что один не хочет уступить другому в мелочах. Но это для взрослых мелочи. А не для детей. Для них это серьёзно. Старшему сыну разъясняли, что меньший братик дороже какой-то игрушки. Главное - братик, а не какой-то предмет. Но он не унимался. Он был слишком поражён несправедливым поведением своего меньшего братика. Что делать? Тогда было принято такое решение, чтобы старший брат почувствовал, как быть без младшего, и кто главный в жизни и этим пробудить братские чувства. Меньшего попытались увести из дома, в шутку. Но когда старший увидел, что его брат уходит от него, он выбежал наперёд, стал у двери, расставив в стороны руки, этим преграждая путь, говоря: «Не надо уезжать!» На его лице, можно было увидеть выражение страха и муки. Всем стало не по себе. Никто не думал, что он примет это не в шутку, а так всерьёз, глубоко. Его поспешили уведомить, что всё будет хорошо, что он любит своего брата, дорожит им, и он останется с ним. А впредь, лучше не ссориться друг с другом, больше любить друг друга. Вот такие моменты бывают, и так мы стараемся с ними общаться, чтобы они поняли, что мы любим их одинаково сильно, и что они - самое драгоценное и чудесное, что у нас есть. И что они, как братья, должны жить в мире, любви, дружбе. Что нам друг без друга, без согласия друг с другом будет очень тяжело. Здесь уместен пример из Евангелия, как Бог-Отец и во время крещения, и на горе Преображения говорит об Иисусе при свидетелях: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение". Для Самого Иисуса это драгоценные слова поддержки в самые трудные моменты Его жизни, когда Он был на Земле. Для читающих и глубоко вникающих в Евангелие - прекрасный пример общения Отца с Сыном. Мы можем сказать, что такого совершенного, да ещё Божьего Сына как не назвать возлюбленным? Смело можно назвать возлюбленным да ещё сотни раз. А наших земных, часто непослушных, как назвать нами возлюбленными в те моменты, когда они часто упрямы и, порою, грубо нам отвечают. Без колебаний скажу, что надо говорить о нашей неизменной любви к нашим детям и часто. Мы не любим недостатки детей, но не самих детей. Потому что это так и не может быть иначе. А потом без упрёков говорить о промахах и недостатках наших детей, в чём они нас огорчают и разочаровывают, и как нам от этого больно, как это сказывается на нашем здоровье. Наши дети, внуки должны быть уверенными в нашей любви к ним. Тем более, что в них живёт Божий закон любви, закон добра, Его таланты, дары, рядом с их ошибками, грехами, которых и в нас, взрослых, достаточно. Нам, по мудрости Божьей, надо быть в одно и то же время и милосердными к детям и внукам нашим, и требовательными. Постоянно учить их анализировать свои поступки, контролировать себя, принимать правильные решения, держать тесную связь с Богом, питаясь от Его силы и мудрости. 

Вернёмся к Каину. Так, может, в действительности, с детских лет идёт это отчуждение? А момент жертвоприношения стал для него точкой наивысшего напряжения, кульминационным моментом? Теперь, совершив убийство своего брата, он не раскаялся в этом страшном зле. И, как говорится в Слове Божьем, даже более того, затаил злобу на самого Бога. «Вот ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица твоего я скроюсь и буду изгнанником и скитальцем на земле: и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня». Из этой ситуации мы видим, что Каин прямо называет ещё одного виновника его несчастья - Самого Господа Бога. В последних словах этого высказывания Каина слышится жалость к самому себе, забота о самом себе. Никакого осуждения себя за содеянное, никакой жалости к брату, сожаления о случившемся. Полная сосредоточенность на самом себе. Вот он завершённый, жестокий эгоизм человека. Несмотря на проявление жестокости Каина и обвинении Бога в его несчастьях, Господь проявляет к нему милосердие и ограждает его от расправы над ним за его преступление, предупредив: «За то всякому, кто убьёт Каина, отомстится всемеро». Это предупреждение для каждого человека. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Состояние Каина подтверждено Словом Божьим в «Притчах Соломоновых», что страх будет преследовать убийцу во все дни жизни. 
 
Удаляясь из этого места, Каин понёс в своём сердце непрощение, боль, обиду на Самого Бога, даже на мёртвого Авеля (если нет у него сожаления о содеянном). На кого ещё? Может, и на родителей, думая, что они больше любили Авеля, чем его. Эта обдуманная заранее обида не была осуждена Каином. Он не хотел прислушаться к предупреждению Самого Господа Боа взять власть над грехом, который пока ещё был только у порога сердца его. Когда же человек вообще впускает грех в своё сердце? Когда он начинает обдумывать, другим рассказывать, как его обидели, и кто этот обидчик, слушающим остаётся только не тушить огонь, а жалеть, якобы, обиженного…? То есть, возникает неправильная ситуация, небиблейская линия поведения. Вместо того, чтобы погасить огонь, мы его подогреваем. И вместе с обиженным грешим. Он чувствует себя правым и дальше культивирует, взращивает в себе грех, оставив всякую борьбу с ним. А сатана рукоплещет, доволен донельзя. Хотя сказано: «Мне отмщение, Я воздам». Бог не дал нам права самим мстить за себя.

Эту неправоту, жестокость, зависть, обиду Каин понёс в своём сердце в будущую жизнь и передаст своим потомкам, окружающим его. Это подобно эпидемии, но, как эпидемия может быть физическим заболеванием, так оставленный в себе грех станет духовным заболеванием, духовной эпидемией, то есть, здесь говорится о негативном прогрессирующем духовном заболевании общества. Да ещё может быть худшее: распространится то, что Каин обвиняет самого Бога в несправедливом отношении к Нему. По его мнению, нет правды, справедливости даже у Бога. Вот что опасно. Так оно и случилось. И вошли в мир вражда, войны, несущие убийства, казни, насилие, грабёж, издевательства по причине оставленного, не исповеданного, не осуждённого самим человеком своего греха. Хотя, возвращаясь назад к уже сказанному, происшедшее - есть наука для нас - не допускать в своё сердце жалости к себе, зависти к другим и всего враждебного от закона зла, который по злому замыслу сатаны есть в нас и может действовать, если мы дадим ему своё добро, то есть, согласие. Это всё от эгоизма, который несовместим с Божьей заповедью: «Возлюби!» Уже не мы живём, но живёт в нас Иисус. Поэтому, мы умерщвляем всё негативное, противоречащее закону любви к другому, чтобы не принести ему вреда ни в малейшей степени. Не думать о себе с жалостью. Видеть, сколько чудесного сотворил Господь для нас вокруг нас. Он окружил нас вниманием и заботой, если даже кто-то не помнит нас, то Он не забывает, несмотря на нашу прежде греховную жизнь. В одном селении (это было в действительности) девочка покончила жизнь самоубийством, когда в доме появился маленький ребёнок. Таков вывод можно было сделать из предсмертной записки. Она могла таким образом отомстить за себя родным: «Вот пусть теперь знают, как мне больно. Пусть и им будет больно, что не обращали внимания на меня, не любили меня, а только своего маленького сына. Все только с ним возятся. А я для них ничто. Пустое место». Такие и подобные мысли могли посещать решившуюся на смерть 15-летнюю девочку. И некому было в этот момент всмотреться в неё, поговорить с нею, вникнуть в её переживания, дать понять ошибочность и губительность её мыслей. Заверить девочку в любви к ней. Извиниться перед ней и исправить положение. Как жаль преждевременно ушедшую из жизни душу. Суицид – это не выход из положения. Это – тяжкий грех. Заповедь не убить – значит и себя не убить. Надо искать выход из положения. И он всегда есть. И родные, и взрослые укажут, помогут. А Господь укажет самый правильный путь выхода из ситуации. Какими мы должны быть внимательными друг к другу, чтобы подобного не случилось, чтобы предостеречь то, что произошло с Авелем, Каином и девочкой и со многими другими. Без Божьей помощи и мудрости мы не сможем быть предусмотрительными, и предельно внимательными друг ко другу. "Без меня не можете совершать ничего", хочется продолжить, "Но со Мною можете всё."

Другие статьи написанные Станиславой О.:

Главная страница, нажмите здесь.
                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий