16 ноября 2014 г.

"Песня, невесёлая!" Отцам и детям, посвящается

Отцы и дети - вот дилемма!
Спокон веков закон такой:
Столкнулись опыт, теорема
С проникновеньем остряков
 
"Я научу тебя всё в жизни!" - 
В ответ: "Я знаю точно сам!"
В костях всё ломится от мысли:
Родные, с горем пополам!

А дальше, знаете: ла-ла, лай-лам!



Начну со средины! Почему не весёлая эта песня?  Потому что детям доходит только после долгих лет жизни, когда у них появились свои дети, и, дай Бог, при их ещё живых родителях. Сужу об этом, как сын, а не как отец. Вот почему послушание важнее, чем всё остальное в жизни... Удивительная у нас, людей, способность, сокращать друг другу время пребывания на земле, делать друг друга калеками, неспособными, и это, в самом укромном уголке на всей планете Земля, - у себя дома. Нельзя же, чтобы было всё хорошо или, в основном, хорошо, нужно разбавить нашу счастливую жизнь драматичными переживаниями. Нельзя же, чтобы тихо и спокойно, нужно подлить побольше драйва. Вот, когда жизнь по-настоящему можно прочувствовать, - на краю обрыва...

А почему песня? Годами, одно и то же, как заезженная пластинка: "Вот у нас, а у вас..." и понеслось. Проблема отцов и детей - вечная проблема и длится ещё с Каина и Авеля. До них: Адам, Ева и Бог-отец. И так, вся жизнь, тысячелетиями. Как бы было интересно послушать Бога на этот счёт, чтобы Он нам, как наш создатель, сказал? "Как мне было хорошо без вас, там в вечности до сотворения, так было спокойно, беззаботно, весело, а сейчас: кому-то не угодил, кому-то не так ответил, для кого-то пришёл не вовремя, кому-то, что-то не подал, кому-то слишком мало, кому-то слишком много; двое живут на одной улице, один просит дождь, другой просит солнца, а их дети хотят снега. Как им угодить? Я им всё дал, всем обеспечил, окружил заботой, даже говорил с ними после долгого трудового дня - оказывал, так сказать, внимание, несмотря на то, что приходится трудиться 24 часа в сутки. Всё равно они ушли от меня, захотели большего." Дорогие родители, никогда не вините себя в проблемах ваших взрослых детей. Потому что, даже если вы будете такими совершенными, как Бог, всё равно они выбирают свой путь...

Несколько слов для молодых. Когда меня на втором курсе семинарии назвали "софомор," я почувствовал себя настолько возвеличенным и окрылённым, что словами не передать вершины моего полёта. Я думал про себя: "Вот я достиг, вот теперь я - супер, попробуйте сразиться с мышцами моего проникновенного ума и тончайшего интеллекта." И только потом мне сказали, что слово "софомор" происходит из двух греческих слов  - софос - мудрый, разумный и морос - дурак или глупец. Что у вас получилось вместе? "Разумный дурак." Моему возмущению не было конца, когда пастор моей церкви поздравил всех второкурсников таким страшным словом. Я хотел подойти к нему и всё высказать: как он мог будучи пастырем, так говорить обо мне, таком важном, умнейшем человеке? Но он продолжал говорить, а я продолжал, несмотря на свою гордость, слушать и понимать - мы настолько сосредотачиваемся на том, что уже знаем и чего достигли, что теряем на время способность видеть бездну того, чего ещё не знаем и не видим. Эта бездна делает нас смиренными и разумеющими, что больший тот, кто больше прожил. Жизнь нужно прожить, чтобы понимать её, а не изучать. Мне очень понравилась фраза одного писателя о том, что та культура, в которой к пожилым людям относятся с неуважением скоро разрушится и придёт к полнейшему краху. Это не просто преступление заповеди Господней, это бездумное попрание опыта жизни, как плохого, так и хорошего, которому мы могли последовать, а ошибки целых поколений не совершать. Один историк сказал, что кто не прислушивается к урокам истории, допускает опасность совершить ошибки, которые можно было бы обойти.  Вот почему единственная заповедь с обещанием долгой жизни гласит - "почитай родителей!"  Тогда меня как осенило: я не просто разумный дурак, я возомнивший себя счастливый глупец! Глупый в том, что я по своей молодой тупости или, наоборот, тупой молодости, думаю, что всё знаю и понимаю, старшие - отстой. А счастье в том, что на мнимой вершине своей жизни, на которой мне никто не может указывать, я переживаю эйфорию ложной независимости.  И так продолжается до тех, пор, пока я не падаю. А чем выше залез, тем падать больнее. Происходит, в одно и тоже время, мучительный и исцеляющий процесс восстания! До сих пор, время от времени, я пожинаю плоды моего молодого невежества. Мне мой пятилетний сын говорит: " Учись, как надо делать, папаня!" И на полном серьёзе. А ещё: "Где вы, родители, взялись на мою голову?!" Мы ему это никогда не говорили. Когда я прошу его поднять что-то из-под стола, он бросает мне: "Я что ваш слуга?" Причём, он ставит ударение в последнем слове на букву "у," что делает эту фразу, в его случае, более экспрессивной. У него для всех есть свой дельный совет. Когда его старший брат пожаловался, что при глотании пищи у него болит горло, он тут же посоветовал: "А ты жуй молча, только не глотай." Молодые люди, когда вы что-то делаете по отношению к вашим родителям, старшим, помните, именно это вы услышите от ваших детей, да ещё и станете свидетелями всему. В них вы узнаете себя.
 
Несколько слов для нас родителей! Как у детей, так и у родителей, есть своя заповедь: "Родители, не раздражайте своих детей!" Другими словами, "не вызывайте у своих детей гнев или печаль, а воспитывайте их, обучая  и ободряя." Павел знал, что родители могут провоцировать у детей злобу и негодование своими упрёками, непосильными повелениями и своим бурным темпераментом. Для того, чтобы призвать к ответу своих родных деток, нужно сначала обучить в дисциплине, направлять и исправлять с терпением. Дорогие, задумаемся,  с какими установками мы воспринимаем своих детей? Здесь несколько из них: вот у нас..., вот мы... или то, что у нас..., как мы..., что за музыка..., какая одежда...?!" Однажды один молодой человек в супермаркете зацепил корзиной набор кастрюль. С сильным грохотом, всё повалилось на пол. Это привлекло большое количество любопытных зрителей. И в этот самый момент, представитель более старшего поколения, проходя мимо, экспрессивно бросает реплику: "Под ноги смотреть нужно!" Как раз в тот момент ему это и не было понятно. Мы настолько охвачены своим опытом и пониманием вещей, что ожидаем от своих детей или автоматического разумения или безусловного послушания. Мне это напоминает картину, как одна мамаша толкала по голове своего маленького сына и кричала: "Ты что не знаешь сколько будет пять на пять?" Чтобы это знать нужно сначала научить... Дети, поменьше, понимают язык объятий, а старших ценят, им дают ответственность и ожидают от них адекватной реакции. Но не всё так просто...

Скажем прямо и как есть, мы экономим время, детям ничего не нужно объяснять, показывать, уделять внимания, иметь особый подход. Всё, что должно быть - только безоговорочное послушание перед великим гением родительского интеллекта и опыта.  Во что нам обходится такая экономия мозговых ресурсов? Полным отчуждением детей от своих родителей. Они перестают нам доверять, обязательно находят источник своего доверия на улице. Так подростки парадоксально устроены - внешне, всё знают, но внутренне - им нужен человек, на которого они могут положиться. Наши дорогие потомки учатся не дома, а у тех людей, у которых мы бы, абсолютно, не хотели, чтобы они учились. В результате, они приходят к себе домой совершенно с другой системой ценностей. Больше масла в огонь подливает родительские ошибки, которые мы не признаём и оказываемся нечестными не только по отношению к себе, но и к своим детям. Это сигнал для подростков - предкам нельзя доверять. И вот законченный процесс: два параллельных мира под одной крышей.

Как же нас помирить, эти две планеты? Мы должны понять, что отцы и дети живут, действительно, в двух параллельных мирах.

Мы, родители, с холодного Юпитера, они - с наполовину горячего, наполовину замершего Меркурия. Какое им дело друг ко другу? Они даже могут и не видеть друг друга, быть далёкими друг ко другу, не иметь никакого дела друг с другом и жить своей жизнью. Но хотим мы этого или нет, мы взаимосвязаны. Какая бы ни была большая вселенная, все планеты созданы Богом, одну убрать - это закончится катастрофой для всех. Как бы юпитерцам ни казались меркуряне странными, всё же они их часть. И какими бы холодными мы ни были к нашим дорогим меркурянам, мы можем сделать так, чтобы мир стал теплее вокруг нас. Как Бог - наш родитель решил эту проблему? И возлюбил Бог мир, и так возлюбил, что отдал самое большое ради нас. Эту пропасть невозможно перешагнуть и не пытайтесь. Смешно, когда говорят: "Вам нужно понять своих детей." То, кто мы есть, действительно, лучше всего - это наша жизнь, а то - их жизнь. Речь не идёт о принятии. Речь идёт о большем  - о жертве всего самого большого и ценного, что у нас есть. Мы, со всем, кто мы есть, живём ради них. Это звучит слишком идеально и не практично. Покалеченные жизни и детей и родителей попрактичнее? Я не устанавливаю этот идеал или практичность. Это делает Бог. Так Он же Бог? А у нас есть выход? Если пропасть не перешагнуть, в неё нужно или прыгнуть или, вообще, не подходить к ней. Это наши дети, и на этом всё. Это наша кровь, это наша часть. Мы не можем их понять, мы не можем их воспринимать, мы можем им отдать всё, драгоценное, что есть у нас. Кстати, и давать нужно правильно и вовремя. Бог дал нам то, в чём мы нуждались, и в своё время, а не то, что хотели, и когда хотели. Для многих приход Христа - полное разочарование. Не нужно бояться разочаровывать своих детей. Проходит время, и мы видим, что именно к этому стремились всю свою жизнь. Путь к тому, что я хочу, лежит через вещи, которые я должен делать, просто, обязан. Если мы сначала делаем то, что хотим и как хотим, в конце концов, придётся делать то, что обязаны и чему противились долгие годы. А в остальном, думаю, со мною согласятся многие родители, методом запрета ничего не действует, это пробуждает у них ещё большее желание. Мы можем использовать всё в жизни, чтобы их учить и мотивировать: и компьютер, и игры. Ведь наша задача научить их пользоваться правильно всем, а не запретить им всё. Самое главное - приучить их к режиму: игры, работы и покоя. Именно из этого состоит вся наша жизнь. Мы те же дети, только с более дорогими игрушками.

Дети, это не значит, что вы пассивно будете всё принимать от ваших родителей. Скажем правду самим себе: мы иждивенцы, мы лентяи и жалеем только себя, наше кредо - жизнь без напряга и это в то время, когда кто-то вкалывает на нас с утра до вечера. Родители вас не обязывают своим старанием любить их. Это по-родительски - обеспечивать своих детей. А это по-человечески - просто любить их в ответ и уважать, особенно, когда кто-то к вам относится хорошо. Только звери бросаются на людей, и то, только потому, что испуганные. Простите родителей своих?! За что? За то, что они вам не уделили достаточно времени, были слишком строгие к вам, несправедливые, требовательные, вам вовремя соску в рот не всунули? А ещё за то, что учили вас одному, а делали другое? А, может, хотели искренне вам лучшего и большего, когда сами не смогли? Ценнее всего есть милость, а не справедливость. Хотите всё по справедливости, знайте: то, в чём ты осуждаешь, бойся, сделаешь ещё хуже именно в том, в чём порочишь других.  Хам и его сын Ханаан, высмеяли Ноя, отца и деда, когда тот выпил вина и лежал в шатре. Ханаан, впоследствии, не просто стал пьяницей, а великим идолопоклонником и детоубийцей. Я вас призываю не просто простить своих родителей, а почитать, поставить выше всего в жизни. Не запускайте этот механизм, который называется проклятие, и ничего в нём нет мистического, только простая справедливость: в чём осуждаешь другого, в том сам сделаешь ещё горше. Тем более, если это родители. Для детей, которые видели в своих родителях только пьянки, скандалы, ругань, наркотики и предательство, хочу сказать: "Обнимите их, как бы это вам ни казалось невозможным. Любите их и пускай на их плохом примере, по милости Божьей, вы построите свою счастливую жизнь, и сделаете для своих детей то, чего не получили от мамы и отца." Мы можем возвратить упущенные годы своего несостоявшегося детства, и побыть со своими дорогими детками, на мгновение, теми же детьми. 

Последнее, нам проще становится, когда мы осознаём: не такие уж эти два мира отцов и детей  - далёкие. Ведь мы в одно и то же время и родители и чьи-то дети... Мы многого ещё не знаем, несмотря на наш опыт, и это нас делает смиреннее. Мы уже многого достигли, что даёт нам право помогать, учить, а не указывать.

...Но возвращается сознание,
"приход в себя," хоть разны - все.
Отцы и дети,  в измерениях,
родные, кровью на кресте!


Читайте  другую статью по той же теме: "Не считая женщин и детей!" А с детьми что?

Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь. 

(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный. Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл. Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат! Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий