9 ноября 2014 г.

"Тук-тук, мама и папа! Вы от нас что-то скрываете?" Библейское изучение: "Иконы в десяти заповедях и другие метаморфозы"

Этой статьёй я завершаю первую часть рубрики "Библейское изучение." Она представляет собою калейдоскоп, состоящий из отдельных отрывков Танаха, которые я собрал в одно целое. Целью такой работы есть тест на внимание, но и не только. Я уверен, вы сами сделаете определённые выводы, и мне будет очень интересно узнать о ваших впечатлениях. В конце статьи, оставьте свои комментарии. Я обязательно прочитаю и отвечу. А сами вы можете их прочитать, нажав на ссылку внизу статьи. 

фотография от Кейн Лорензо
"Иконы, привычка упоминать имя Божье, смирение перед врагами, и всё это - в десяти заповедях!" А ещё, Бог наказывает людей за их нечистые мысли? Сказано же: "Не желай..." Может, это и есть причина всех наших невзгод? Каждый раз, когда Господь видит нечистые побуждения наших сердец, тут же и наказывает, чтобы повадно не было? А теперь - более подробнее об этом, и прочих метаморфозах.

"Не сотвори себе кумира" или "твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа" - заповеди, которые в Протестанской традиции, обычно, говорят против использования в поклонении икон, как это есть в Православии, или изваяний Христа - в Католицизме. Такое создаётся впечатление, что Бог не любит фотографироваться, никакая фото не может правильно Его отобразить. Помню, как в некоторых общинах служители устраивали целые рейды по домам новообращённых и рубили их иконы. Это очень сильно настраивало население против итак "гонимой" церкви. Я думаю, мы внимательно читаем Слово Божье. Пророчество Иезекииля, на определённом этапе истории народа Божьего, некоторые раввины запрещали читать вплоть до 30 летнего возраста, так как он говорит о сидящем на троне в подобии человека. Даниил называет Бога "Ветхим днями," а помазанника Божьего, "Сыном Человеческим," по-просту, человеком.  А отцу Аврааму явились трое ангелов, через одного из которых говорил сам Бог. Хотя Иоанн не уточняет, но сидящий на троне в книге Откровение, напоминает фигуру человека, иначе, как бы Он мог сидеть. Бог, иногда, являлся в человеческом подобии. Но это и не значит, что Бог своей "формой" напоминает силует гуманоида. Из этого тоже вышло много богословских заблуждений. Всё-таки, здесь мы должны отдать дань антропоморфизмам (литературный приём - изображение Бога с руками, ногами и другими человеческими атрибутами) в тексте Святого Слова. Дух Святой принимал телесный вид голубя. Можно ли изображать голубя, Христа как человека, и Бога как "ветхого днями" из книги Даниила? Если нет, тогда нам нужно запретить все детские Библии с изображениями Христа. О чём же эта заповедь? Только о том, что есть один и единственный Бог. Обычно, в древние времена, изваяние божеств использовали для магических обрядов, над ними люди исполняли ритуалы, зачастую, требующие от богов совершать так, как человек считает нужным. Мы не должны ограничивать Бога, а признавать во всём Его суверенную волю. Это не к тому, чтобы в наших церквях вывесить иконы, а к тому, чтобы не осуждать других. Всё может стать идолом. Многие вещи в Православии и в Католицизме я не понимаю: отпевание, чистилище, культ мёртвых, дева Мария - всё это просто великая тайна, сокрытая от моего разумения. Но если посмотреть на нас со стороны - своих проблем достаточно. Иногда, думаю, что нас совершенно справедливо называли сектантами... 

"Ох, уж эта глупая привычка повторять бессмысленно имя Божье!" Когда я вторил "О, Господь!" или "О, мой Бог," меня тут же поправляли и предупреждали о грехе упоминания имени Божьего всуе. Хотя эта заповедь касается случаев ложной клятвы, магических ритуалов и свидетельств в суде, с древних времён, учителя закона настолько восприняли это повеление серьёзно, что святое имя перестали вовсе произносить. Мы до сих пор не знаем, как правильно: Яхве, Ява, Яве или Иегова (последнее пришло в русских язык из Немецкого). Вот, как ложное представление о святости стирает истинное знание. Уж лучше призывать Господа на всяком месте, и придавать этому особое значение, чем постоянно вставлять имя Божье в молитве, когда нечего сказать. И, намного полезнее, использовать Святое Имя с благоговением, чем слова-паразиты, которые очень часто встречаются в нашем богатом христианском языке. Здесь, без примеров...

"Приходите, убивайте меня, я смиренный, слушаюсь и повинуюсь!" Заповедь "не убий" относилась к вероломному отнятию жизни у человека из корыстных побуждений. Эта заповедь не касалась: священной войны Яхве, в Танахе, приговора смертной казни в суде и защитной войны в виду нападения врагов. Позволял ли закон защищать свой народ и свою семью от захватчиков? Неемия строил стену с оружием в руках. Многие ложно разделяют: "Это же Ветхий Завет!" А что изменится, когда к нам в дом придёт грабитель? "Подставь правую щеку, не противься злу, не воздавайте злом за зло, оружие нашего воинствования не меч, а истина!" - многие повторяют эти отрывки Писания. Тогда нужно отрубить себе руку, вырвать глаз, лучше без ног, но в Царствии Божьем! И ещё, с имением, которое мы уже должны были давным давно раздать, как-то не буквально получается. Одно мы принимаем буква в букву, другое - списываем на образы.  Христос отчётливо дал понять, что нужно избегать конфликтов, всячески их обходить, и искать мир, а не враждовать. Часто путь, которым можно победить в конфликте - признать своё поражение и смириться, вражда и месть приведёт к большей вражде и мести. Но Он же и сказал: "Возьмите меч..." Что мы должны  принимать буквально? То, что нам выгодно? Или это вопрос жизненной мудрости: бывают моменты, когда правильнее "подставить щеку," а бывают, очень редко, когда нужно для защиты использовать "меч."

"Я только подумал, а Он уже меня наказал." Самая особенная заповедь, аналогов которой не было ни в Вавилоне ни в Египте, это "не желай." Такой заповеди нет даже в современных сводах законов. От одного легче, за желания никто в Израиле не наказывал. Суд мог вынести приговор только на основании совершенного акта. Эта заповедь показывает, что Бог видит наши внутренние побуждения и скрытые мотивы. А чистота, хождение перед Богом начинается из нашего внутреннего человека. Для Бога то, что внутри, настолько же важно, как и наши действия. И даже желаниями человек должен управлять. Но это и  не говорит о том, что Он будет наказывать своих детей по их мыслям. Мы просто не выживем. Учителя закона более позднего времени считали, что даже искренние побуждения, добрые желания Бог зачитывает в праведность. А наказывает только за содеянный поступок.    

"Ребята, я застрял между женой и доверием хорошему человеку." Опять же, это тест на внимание. Потифар имел две должности, начальник стражи фараона и начальник темницы, куда, впоследствии, упекли и самого Иосифа (Бытие 39:1; 40:3, 41:12). Он тесним был с двух сторон, между женой, которую он так сильно любил, и Иосифом, которому он очень доверял. Пикантная ситуация. Поверил ли он своей жене, когда она обвинила молодого еврея в прелюбодеянии? Конечно нет, поэтому он и не приказал убить Исосифа, но и не хотел отпускать далеко от себя, так как в нём видел залог своего успеха. Потифар поместил его у себя в темнице, чтобы держать на поводке. В темнице Иосиф солгал виночерпию, сказав, что его украли (40:15). Если бы он сказал, что его продали свои же братья, это послужило бы большим опасением в его сторону: какой же он человек, что родные братья продали его. Он надеялся, что, по освобождении, приближённый фараона поможет ему выйти из заключения. Планы Иосифа не состоялись, виночерпий забыл, но Бог ничего не забывает. Хотя это ему стоило ещё двух лет тюрьмы. Эта история не о великом человеке, по имени Иосиф, а о величии Бога, который использует в своих планах людей. 

фотография от Кейн Лорензо
"Солнце, стой! Тик-так -провал во времени!" Некоторые христианские учёные объясняют недостающее время в физике этим отрывком. Обычно говорят, что по молитве Иисуса Навина солнце остановилось, чтобы было светло и чтобы армия Израиля одержала победу.  Опять же, если бы Иисус, буквально, просил Бога остановить время, тогда бы он надеялся не на Бога, а на время или продолжительность дня. Удивительно, как молитва Иисуса была воспринята напрямую. И это показывает природу священного Слова, в котором так много поэзии, оборотов речи, в которых заложен образный смысл. Итак, о чём просит Иисус Навин, так это самого присутствия Божьего! Сам Господь отдал врагов в руки Израильтян (ИН10:8,12). Он сам сражался за Израиль (10:14). И чудо произошло в том, что непонятно, как и откуда, на врагов летели камни, и что от этих камней, погибло больше, чем от меча армии Иисуса. Вот в чём чудо! И не было такого дня, когда бы Господь так слышал голос человека. Солнечный свет был символом Божьего провидения и защиты (Ис. 60:20). Исаия говорит, что Господь совершил свое спасение в народе(28:21), а пророк Аввакум утверждает, что перед великим присутствием Божьим даже солнце и луна замерли и затмились (Ав. 3:11). Верю ли я в Божьи чудеса? Во всей полноте верю, но именно в те, о которых свидетельствует Слово. Чудо было не в остановке солнца, что Бог в силе совершить, а в Божьем сражении за Израиль. 

"Какое чудо - даже скотина кается!" Никакая другая книга так не говорит о животных, как пророчество Ионы. Именно он подметил, что даже домашний скот стоял покрытый вретищем, в знак покаяния ниневитян перед Богом, и только этот свиток Танаха заканчивается словами Бога о скоте: "Мне ли не пожалеть Ниневии... и множество скота?" Неужели наши меньшие "братья и сёстры" пернатые и млекопитающие, тоже пойдут с нами на небо? Неужели их спасение будет зависеть от того, верили их хозяева в Бога или нет? На некоторых отрывках Слова такое можно богословие построить, что только диву даёшься. Что нам понятно? Иногда люди лучше относятся к домашним своим питомцам, чем к другим людям. Парадоксально: не правда ли? Конечно, кошка, собака, и т.д. не ответят нам, когда мы на них кричим, злимся, негодуем. С них - меньше спроса, и по отношению к ним - меньше ответственности. Будут ли они в небе вместе с нами? Не берусь ответить на этот глубокий вопрос, даже о людях такое тяжело сказать. Они - творение Божье, и они имеют важную часть в нашей земной жизни. А заповедь, "не заграждай рта волу молотящему" показывает, что Бог действительно заботится о всех, и даже о животных. Что точно понятно, "раскаивающийся" скот здесь имеет смысл усиления основной мысли - глубокое раскаяние людей, которое отразилось даже на животных, и человеческая беспомощность. Дети, как и животные, не могут отличить правой руки от левой и они нуждаются в особом попечении. Так Бог учил пророка заботится о людях и желать им спасения, а не наказания. Как видите, в Библии очень много оборотов речи, которые следует понимать образно. 


"Я ни в чём не виноват, и не заслуживаю такого наказания." Я всегда удивлялся Иову, он был до конца уверен, что не сделал ничего достойного такого наказания, как проказа. Он был оправдан Богом, а друзья погрешили, кроме четвёртого, самого молодого. Как бы нам ни казались слова трёх друзей Иова справедливыми, они совершили ужаснейшую ошибку, за которую Господь разгневался на них: они верили, что если человек страдает  - он согрешил, и вместо утешения, упрекали своего друга в беде. "Я прах и пепел, я ничтожество, только милостью Божьей" - часто можно услышать от христиан. О милости  - это правда, но неужели Христос освободил нас для того, чтобы мы только и сидели в прахе и пепле? Неужели мы не можем сказать, как Иов: "Не согрешил, не нахожу за собою ничего нечистого?" Должна быть уверенность не в своей правоте, а в том, что мои пути соответствуют принципам слова. Павел сказал Тимофею: "Вникай в себя и в учение; занимайся этим постоянно." Зачем? Чтобы постоянно только и думать, насколько я не соответствую? ...Чтобы и себя спасти и слушающих. Чтобы быть уверенным, твёрдо укоренится через Дух во внутреннем человеке, познать любовь Божью и стать тем, кому будут подражать люди. Тяжело об этом говорить! Но, к сожалению, или, к счастью, это то, к чему мы призваны. 

"Я люблю тебя, мой пастушок!" Песнь Песней - единственная книга Танаха, которая чудом осталась в каноне. Тысячелетиями в Суламите и Соломоне видели Бога и Израиль, а в Христианской традиции - Христа и церковь. Когда я пришёл к Богу, я не мог перестать возмущаться, как в любовных взаимоотношениях этих двух людей могли увидеть такие высокие горизонты. Это доступно только богословам. Одно хорошо - эта книга дошла до нас и она в традиции Танаха показывает очень важный принцип: человеческие отношения настолько важны, насколько важны отношения с Богом. Это не в виде исключения, одного по отношению к другому, а, наоборот, в виде включения - и то, и то важно. Удивительно, мы всегда говорим, что Суламита из книги Песнь Песней любила Соломона. Но Соломон никогда не был пастухом. Почему же своего возлюбленного она называет именно так, почему она говорит, где он пасёт свои стада? (ПП 1:6; 2:16; 6:2-4). Суламита любила не Соломона, а пастуха. Соломон же здесь высмеивается за свои пампезные свадьбы, в которых не было любви, а лишь политические интересы, которые потом его и погубили. Соломон свидетельствует о себе: "Мужчину одного из тысячи я нашёл, а женщины между всеми ими, не нашёл" (Экк. 7:28). Великий царь понял, что одинок при множестве жён и доверять может только себе. Свиток был написан для Соломона, как критика его правления. Здесь описывается сильная любовь двух простых провинциальных людей, которых ничто не может разлучить. Бог даёт любовь и человеческие отношения от Всевышнего, но не все! Есть и порочные! Любовь должна быть правильной, а не эйфорической.

На такой ноте любви, хочу закончить первую часть этой рубрики. Хотел ли я вас чем-то удивить? Удивить кого-то - такое сложно сделать в нынешнем христианстве. У нас в общине на молитве одна женщина просто упала замертво. Не буду долго рассказывать все подробности. Это было в лихие 90-е, как раз в то время, когда наша церковь только образовалась и многие односельчане обвиняли нас в сатанизме и попрании святого креста. Мы, от испуга, молились, как никогда в жизни, и очнулась наша сестричка. Для всех скептиков - я самый больший скептик, и для Фомы есть место у ног Христа. Но когда я рассказал другим верующим об этом, никто даже не удивлялся. И я подумал, или их вера насколько велика или это слишком маленькое, чтобы прославить Бога. Я даже затрудняюсь сказать, чем сегодняшнее христианство будет удивлено или чем мы будем глубоко мотивированы: изгнаниями сатаны, инопланетянами, секретом большего заработка? Что же объединяет все эти отрывки и зачем я всё собрал в одну статью? Ответ прост - наши, сформировавшиеся на чьём-то мнении, стереотипы. Зачем нам привычка? Чтобы мозгам меньше думать, то же можно сказать о стереотипах. Они формируются у нас и потом нам больше не нужно что-то постигать, изучать, открывать в Слове. Сегодня, как никогда, - недостаток изучения Слова и его истинного понимания. Отчасти, также хотел приоткрыть завесу природы Писания, которое не нужно воспринимать, как научный трактат, а как разговор Бога к нам, людям, на нашем, человеческом языке. Попросту, мне хочется больше мотивировать себя и всех нас изучать Библию. Не нужно спешить ставить точку в ответе на вопрос, чтобы потом не включать мозги, а больше исследовать!

Путь Христов, хоть и узок, прост, но его мы постигаем по Слову истины. Как мы знаем голос своего пастуха, так же по Слову, нам небезызвестны даже умыслы дьявольские. Только Писание дарует истинное познание: и в нём - чистый смысл. В остальном - здравый смысл тоже, иногда, приходит на помощь, если совесть очищена Духом Святым.

Первая статься этой рубрики, нажмите "Тук-тук, мама и папа! Вы от нас что-то скрываете?" Библейское изучение: "Ура! Мы установили контакт с обезьяной!

Читайте во второй статье этой рубрики, нажмите "Тук-тук, мама и папа! Вы что-то от нас скрываете?" Библейское изучение: "Вот кто он, змей подколодный!"  

Читайте третью статью этой рубрики, нажмите "Тук-тук, мама и папа! Вы от нас что-то прячете?" Библейское изучение: "Мы в лифте не поместимся" или Число Израильтян в пустыне.

Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь. 

(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный. Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл. Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат! Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий