16 сентября 2014 г.

"Три кита богословия или один муравей здравомыслия!" Богословие за пять минут

Заметьте: за сколько минут вы прочитаете эту статью! После прочтения, вы, точно, не станете профессиональным богословом, знающим все детали, но сущность всего можно охватить. Когда я преподавал Систематическое богословие в семинарии, всегда встречался с удивительной реакцией лёгкого негодования или тяжёлой лени. Студенты всегда восклицали: "Ох уж эти термины, эти богословские понятия, эти философские обороты?!" Перикорезис, филиоке, инфра-супра-лапсарианизм, милениализм, кенозис и т.д. - вот термины богословия (в этой статье, я намеренно избегаю полсотни терминов, чтобы упростить свою задачу, да и нам легче от этого, главное - суть). Они делают вид, что всё так тяжело! Неужели всё так действительно трудно в этом предмете? Несмотря на все крылатые высказывания, как раз в нём всё намного проще, чем в личном хождении перед Богом. Я изучал богословие на протяжении шести лет только в семинарии. Иногда думаю, что оно и было создано, чтобы не делать самые нелёгкие вещи  - поступать по-Божьему и служить людям. Я поделюсь с вами тремя столпами богословия, которых я назвал, "китами," и мы поймём, что не так всё и бедственно. 

Первый кит - понимание, - насколько Бог далёк или близок к нам. Это, как накручиваешь звук в наушниках, чем громче, - тем ближе Бог, тише, - тем Он дальше. Что от этого меняется? Чем дальше Бог от человечества, тем Он возвышеннее, тем больше Он непознаваемый. К Нему можно приблизиться только через свершение добрых дел, мириады ангельских существ или святых, ходатайствующих за людей. Он возвышенный и навеки непознаваемый. Человек, в связи с этим, ничтожество, которое может рассчитывать только на Его милость. Как результат, - спасение - это не то, чем человек обладает во Христе, например, а то, что находится у власти возвышенного Бога. Человек до конца своей жизни не знает: спасён он или нет. Чем ближе Бог, тем больше Он становится "человечнее," или, вообще, растворяется в мире до полного исчезновения среди людей. Это, впоследствии, приводит или к вере в божественность мира, или к той же вере, только задом наперёд, в то, что Всевышнего вовсе нет. Весь мир и все существа в нём божественны и даже коровы и собаки, не буду перечислять всех... Бога нет вне мира. Он - существенная часть мира. Он везде и во всём не как индивидуум, а как безликий дух, в который всё возвращается. В данном случае, не индивидуальное выше, чем безличностное, а наоборот. Бог есть мир, и мир есть бог. В конце концов, люди должны осознать - они божественны. В результате, - спасение - есть осознание своей божественности и освобождение из темницы незнания.

В зависимости от того, какой стороны придерживаются люди, меняется их взгляд на жизнь. Если Бога нет - значит я сам распоряжаюсь своей жизнью, творю историю, и делаю независимые решения. Главное правило здесь мораль, - то, что хорошо для меня, не обязательно хорошо для другого, но мы уважаем разные мнения и пытаемся их примирить, через толерантные взаимоотношения. Если Бог - это всё и я божественен, я должен соединиться, путём своих действий, с вечным духом вселенной.

В Библии, Бог всегда вне творения. Он - Творец, Он - индивидуальность, и не насколько далёкий, чтобы человечество нуждалось во множестве посредников, а только в одном - Христе, но и не насколько близкий, чтобы раствориться в реалиях безликого духа. Поэтому, высшим пониманием Библейской традиции - это диалог со Святым Богом, и жизнь в соответствии с Его принципами. Здесь главное - равновесие между Божественной дальностью и близостью. Отчего Бог становится очень далёким? От незнания Слова Божьего, от чрезмерного доверия традициям и человеческого ложного желания сделать Бога больше, чем Он сам себя явил в Слове.

Во всех случаях спасение тоже мыслиться по-разному. Если Бога нет - нам не нужно ни от чего спасаться. Очень освобождающая мысль... Проблема человека только в одном - неумение себя воплотить в жизнь или чем-то занять себя, чтобы провести своё существование и уйти из жизни, оставив за собою хорошую память. В конце концов, кому она нужна, эта хорошая память, всё равно мы растворимся на частицы материи, в которых нет памяти. Если есть божественное, и оно везде и во всём, моя проблема только в одном, я не осознаю свою божественную природу. В этом мой грех. Через сознание себя божеством, я возвращаюсь в свою сущность, безликую и невозмутимую. Наступает моё спасение. Между отрицанием Бога и верою в божественность всего мира, нет большой разницы: в одном случае, всё обращается в материю, которую Ленин в своей диалектике, тоже объявил вечной, в другом случае - в дух. Какая разница, между вечностью материи и духа, в котором нас нет, есть только "абсолютное спокойствие?" 

Если Бог другой, а я человек, моя проблема в восстании против своего Творца. Он дарует мне милость покаяния и послушания, через крест Христов. Я ему доверяю, подчиняю свою жизнь, и возвращаюсь в "Эдемский сад," где царит гармония и любовь. Где есть "я и ты." Где есть вечное и священное единение Божественного и человеческого, через взаимоотношения и соучастие.   

Второй кит - понятие судьбы и предопределённости. Насколько Бог всё заранее определил или наоборот? Ещё в древней Греции люди верили в то, что когда рождается ребёнок над ним стоят три, а в некоторых книгах, двенадцать, богинь судьбы. Они дают ребёнку имя и определяют весь его путь. Причём, Греки не были этим опечалены, напротив, это облегчало их участь на земле - "такова судьба," говорили они. До Греков, за несколько тысячелетий, в божественную судьбу верили Вавилоняне и Египтяне, в той или иной степени. Обычно атеизм отвергает это понятие, всё совершается хаотично в ходе эволюции, мир открыт к изменениям, которые мы не можем предсказать. Или, наоборот, всё насколько Богом предустановлено, что в мире нет места воле человека или если есть, она не играет решающую роль во вселенной и личной жизни. Философское понятие о божественной предопределённости пришло в христианство через спор Августина с Пелагием, потом было подхвачено Кальвином в его критицизме Католиков, и достигло апогея в последующие годы, когда богословы развили крайнюю форму - Бог всё предначертал ещё в вечности, до творения вселенной, до грехопадения человека.

Почему этот вопрос такой важный в богословии? Самые толстые или тонкие учебники по богословию создаются именно по матрице предопределения или наоборот, свободной воли и выбора. Важно заметить, что самые структурированные, упорядоченные и "великие" богословские труды написаны по принципу предопределённости. Ещё один существенный момент, те богословы, которые опровергают предопределение, так и не создали великих богословских книг. Хочу их разочаровать - они их никогда не создадут. Таинство двойственности милости Божьей и воли человека, не удалось разгадать никому из "смертных," даже ангелам. От нас нужно доверие, и послушание тому, что говорит Бог.    

Несколько слов об этом вопросе. Если всё определено Богом, значит Бог выступает единственным гарантом совершения всего по Его предначертанному плану. Он определил одних ко спасению, и, именно, это должно явить великую Божью мудрость и силу! Он позаботился не только о том, чтобы Христос умер на кресте ради нашего спасения, но и о том, чтобы люди действительно пришли к Нему. В связи с этим рождается очень важный вопрос:  если Бог всемогущий, в силах спасти всех, почему Он спасает только некоторых? Как раз такая мысль показывает ограниченность Бога! Если Бог так делает, чтобы мы поняли Его великую милость и смысл спасения, глядя на мучащихся в аду грешников - что-то вроде, "посмотрел - другим хуже, и самому - лучше стало," тогда мы опять Бога делаем ограниченным. У Него есть множество путей явить глубину своей любви нам. Один из них - умирающий за нас Христос на кресте, неужели Его подвига недостаточно?! Это только мы, падшие, познаём всё в сравнении. Что самое ужасное в данном случае, то, что мы не замечаем, спасение ни в Иисусе, ни в Его жертве на кресте, а в Божьем предопределении. Давайте наберёмся смелости и скажем: "Смысл креста, как и сам Христос, - необязателен для спасения, просто, не нужен. Бог определил некоторых ко спасению ещё до или после грехопадения." А, впрочем, какая разница, до или после?! Слово Божье утверждает абсолютность спасения во Христе. Я уже не говорю о способности множества доктрин разбивать церкви, разобщать людей Божьих, да ещё и в такие трудные времена. Если богословское образование несёт в общины Христовы споры, распри и несогласия, - такое образование бессмысленно. Это не созидает, а всё что не созидает, не от Духа Святого, а "земное, душевное, бесовское." Если Он всё предопределил, Ему больше не нужно участвовать в мире. Это ставит под вопрос Его провидение. Или, наоборот, если Он во всём участвует, зачем Ему что-то предопределять? Или, Он участвуя, всё определяет? Тогда зачем предопределение, как исходное понятие? Этот вопрос подталкивает нас к следующему: продолжает ли Бог участвовать в своём творении или, как часовой мастер, всё завёл и отпустил механизм? Как раз последнее приводит к научному мировоззрению - познавая законы вселенной - мы познаём Бога (Спиноза), а, в конце концов, мы просто их познаём, и Бог здесь не нужен (Стивен Хоукинс в своих последних книгах пришёл к величайшему выводу современной физики - Бог для создания вселенной был абсолютно необязателен; как наивно, горшок говорит своему Создателю: я мог и без тебя появиться на свет). 

Если же говорить только о человеческой воле, абсолютном выборе человека, мол, "Бог уважает мой выбор и ничего с этим поделать не может," и сказать противоположно: "Бог ничего не определял." В связи с этим появляется только один риторический вопрос, как спасение от вечных мук Он мог отдать в руки падшего творения, когда мы не понимает, что такое эти вечные муки? Если бы можно было поехать на экскурсию в ад или в рай, кому что будет убедительнее, тогда бы этот вопрос не стоял так остро. 

Когда уточняют и говорят, что Бог предопределил только ко спасению людей, а не к мучениям в аду; других же Он оставил для праведного суда, реакция на такие мысли будет простой: "Смешная игра слов!" Почему же? В конце концов в ад идут по справедливости, а в рай попадают по предопределению. Главное, мы и без предопределения уверены в великой любви Творца к нам, в спасении и знаем это не по философии, а по кресту Христовому. 

Итак, мы видим таинство двойственности, Божьей воли и человеческого ответа на Его призыв. Это всегда таинство Его милости и нашего соучастия с Богом, Его благого дара и нашего доверия.  В остальном  - мы не знаем, мы делаем то, что Он сказал. Спасение и должно оставаться таинством, так оно устроено, что ключ к этому будет всегда у Бога.  И нам совершенно понятно почему... Мой профессор богословия, когда мы ему задавали вопрос о Божьей предопределённости, всегда отвечал: "Познавая Его любовь, я избираю быть кальвинистом!" Затем он смеялся, и мы понимали, в чём парадокс его слов.  

Мы настолько подверглись влиянию богословских систем, что даже не даём этому отчёт и не осознаём всего, что с нами произошло и происходит. Как будто нам когда-то промыли мозги, да так, что никто не задумывается, откуда "оно" к нам попало. Хочу привести здесь небольшой пример.  Те, которые не признают предопределения, по своему незнанию учат богословским концепциям предопределения. Как мы понимаем, рождение свыше? Традиционно - это данность, которая или есть, или её нет, или человек обладает этим, или нет.  Когда человек уходит от Бога, в отступлении, обычно, говорят так: "Он и не был рождённым свыше." Как раз такое понимание строится на основе богословия предопределения. И я этому учил всю свою жизнь церковь. А если рождение свыше это процесс? Это то, что появляется, растёт и даже может угаснуть, человек становится вновь плотским? Или мы хотим поиграть в футбол со словами "плотской" и "душевный?" Тогда, кто уходит из общины и возвращается в мир? Плотской или душевный? Правильно, я не знаю! Бог сам с этим  тоже разберётся! И не нужно развешивать ярлыки людям, кто спасён, а кто не спасён! Поживём - ещё увидим! 

Итак, Библейское понятие парадокса Божьего суверенного решения и веры человека заменили философией судьбы или предопределения, и, вместе с этим, произошла подмена таинства спасения, в котором я должен доверять Божьему провидению, на уверенность, не просто, в то, что я спасён, а в то, что я предустановлен от начала мира к бытию с Богом.  В этом нет места кресту. В этом нет смысла жизни: если Бог всё таким образом предопределил, значит жизнь - это иллюзия, а мы находимся в виртуальном пространстве, в программе для очищения мозгов. Если это не так, тогда Бог предначертал нам быть абсолютно свободными, где эти два понятия (воля и судьба) аннулируют одно другое.  Догадываюсь, "философия предопределения" и есть ответ на вопрос, что сегодня происходит с христианством на Западе, и уже, к сожалению, с нами. Но достаточно с философией!

Третий кит - понимание природы зла в мире, и что с ним делать? Когда мы  говорим о зле, с чем первым это ассоциируется? Конечно же, с убийствами, насилием, войнами, издевательствами. Да, всё это зло, я бы уточнил, последствия зла. А что же причина? Когда мы говорим о зле в мире, мы мыслим категориями причинно-следственной связи. Это как вирус, который появляется в виду химических реакций, человек им заражается и потом заражает других. А что, если зло, как раз не то, о чём мы думаем? Сразу нужно заметить: появления зла в мире тоже таинство. Когда мы говорим о грехе в Эдемском саду, задаём вопрос, как, вообще, такое могло произойти? Ответ: во всём виноват "змей." Но, как ангел Божий стал злым, когда всё создано святым Творцом? Вот, где таинство, а чем мы вынуждены ограничиться, - так это фактом того, что наличие воли, позволяет сознательно совершать что-то в соответствии или вопреки чему-то или кому-то. На то она и воля. Зло - это не то, чем люди заражаются, а то, что исходит из нашей сущности. Это, воистину, "творческий процесс," и совершенно необязательно разбираться, откуда оно пришло.

Начнём с того, что есть традиции, которые отвергают зло как понятие. Практически, зла нет, всё что есть, имеет своё место на земле, и играет важную роль в достижении высшей цели. То, что мы называем злом, лишь проявление существенного аспекта, предназначенного для высшего блага. Все возвращается ни во что и вновь появляется. Люди перерождаются, уходят и вновь приходят в другом облике. Это, конечно, рассеивается, когда мы видим страдания от взрывов бомб, от тайфунов и землетрясений. 

Философия гуманизма говорит, что зло есть неспособность самовыражения. Когда человек проявляет свои способности, находит себя, он побеждает зло, он творит ради людей, ради их блага. В конце концов, "все" ищут всеобщего блага, и это благо приходит, как результат человеческих достижений, усилий и стремлений. Мир появился в результате миллиардов лет эволюции и возвратится через миллиарды лет к исходному состоянию, а потом вновь. У людей предостаточно места, где разогнаться, чтобы построить счастливое и настоящее, и будущее. В чём проблема с тем, что люди хотят построить хорошую жизнь на земле? Вот в чём: они хотят её создать без Бога. Это и есть величайший грех, а не убийства, грабежи и издевательства! Я понимаю, что многие задают вопрос: "Неужели мы так сильно Бога обидели тем, что хотим жить без Него? Он жил без нас и может прожить без нас!" Он может - мы не можем! Улавливаем разницу: Он полагает всему конец и спасает праведных, во Христе, или, человечество, просто, в один хороший момент, после счастливой и долгой жизни без Бога, уничтожает друг друга. Кстати, у нас для этого есть хороший потенциал: не просто один раз уничтожить себя, а десятки раз подряд? Все могут быть хорошими на определённом этапе своей жизни, все будут хорошими, только этой хорошести далеко не достаточно, для того, чтобы дотянуться до истины.

Библия говорит о зле, как о воле. Точнее, воле человека, которая выходит из-под подчинения Отцу. Мир уходит всё дальше и дальше от Творца, поэтому Бог и положит человеческой истории конец, где будут спасённые и неспасённые.

фотография от Кейн Лорензо
Что же так всё мрачно? Во всём одно таинство и ограниченность, зачем тогда Бог дал нам разум? Как раз для того, чтобы проникнуть во все глубины Божьи, разобраться, из чего Он состоит, и докопаться до сути природы Христа.  В это нужно верить! Павел констатирует факт: "Мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем." Разум же нужен, чтобы мы благоразумно поступали и правильно относились к тому, что даровано Богом, а не надмевались! Разум нужен, чтобы мы не гордились, не завидовали, не разбивали наши отношения ради своих амбиций, служили людям! Как вы думаете, хватает места для разума? Вот ещё, разум нам нужен для того, чтобы сказать, чем мы, христиане, отличаемся от других!? Или сказать, точнее, чем мы истинные, отличаемся от них, поддельных и ложных?! Наивысшим достоинством было бы, чтобы другие люди, видя меня, сказали: "В нём что-то есть от Иисуса," а не, "какая глубокая философия."  Мы знаем, что убедить человека, на основании логических доводов, разумных заключений или научных открытий, против его воли, значит ничего не сделать! Это вопрос заботы, милосердия и любви, а ещё, времени! Удивительно, сам Христос даёт ответ на вопрос, по какому признаку нас узнают: по любви и единству, но Христос же для нас недостаточен. Многие могут возразить: о любви и единстве говорят все традиции! Правильно, и дьявол верует и трепещет, так что же нам теперь не верить? Неужели именно богословская мысль призвана отделить истину от лжи? К чему же мы пришли за годы всей истории? Не хочу сгущать краски, но, во многом, мы пришли к пониманию, чем "оно" непонятнее и посложнее, тем "оно" глубже, и тем лучше мы смотримся на общем фоне. Божьего откровения - мало. Нужно что-то ещё. Нужно, чтобы кто-то приехал и рассказал. Ведь, "пророки не признаются в своём отечестве." В этом нет ничего странного, провозглашая "Сола Скриптура," только словом, мы верим, сегодня в то, что пришло с Отцами и Реформаторами, а не от этой самой, "Солы Скриптуры."  Через единение с Отцом в Иисусе и любовь друг ко другу нас и узнают, что мы Божьи, и, что Он, именно этот Бог, а не тот.  

Почему один муравей здравомыслия? Мы так много сказали о богословии и с какими вопросами оно сталкивается или, наоборот, к каким вопросам мы приходим.  Человеческий ум не может постигнуть и охватить всё в Божьей бесконечности. Это: как пытаться удержать в руке величие вселенной. Насколько Бог близок к нам - решает Он. Сколько нам открыть и что, тоже в Его власти. Мы всегда будем удивляться таинству Его величия и питать свои души вечностью, от которой некогда ушли. Есть одно творение в Божьем создании, которое являет нам другой образ. Муравьи - интересные создания! Они знают, что делать, думают ли муравьи, только Богу известно, но каждый, знает свою работу. Задают ли муравьи вопросы: "Зачем это нужно или из чего это состоит?" - не думаю. Совершая свою работу, они действуют во благо всего муравейника.  Они, созданные, чтобы делать и делают... А ещё, у муравья голова адекватная своему телосложению - не такая маленькая, чтобы вообще ничего не видеть, но и не такая большая, чтобы тело тащило одну голову...

Парадоксально, но в этом случае, достаточно одного муравья, чтобы сдвинуть трёх китов!

"...По плодам нашим узнаете нас!"

Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.

(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный. Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл. Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат! Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий