12 июля 2014 г.

Так что же есть истина? Парадокс или определение


"Что есть истина?" Вопрос, который интересовал не только Пилата, но и весь Римский мир, философов и простых людей, царей и крестьян? На этот вопрос сложно дать ответ, если подходить к нему с точки зрения точного, однозначного определения чего-то или кого-то! Если истина абсолютна, а без абсолюта мир перестал бы существовать, тогда у истины есть одно определение, конкретное и точное! Это часть целого! Есть и другая сторона! Если подойти к этому вопросу с точки зрения парадокса, тогда становится все намного "проще"! Парадокс - это, прежде всего, не объективное и точное определение, а, высказываясь категориями древне-греческого языка Нового Завета, чудо! Бог -это чудо! И то, что он совершает - это великие дела, которые для человеческого понимания больше, чем простая логика и причинно-следственная связь. Один мудрый человек сказал: "Когда человек делает в своей жизни заключение - он умирает!" (Взято из произведений Сенеки, не цитата). Когда перевести это на язык нашего времени, то это может звучать так: истина сама по себе парадокс - существование в одно и то же время двух, для человеческого взгляда, взаимоисключающих или противоположных вещей! Греческая мысль исполнена чрезмерным рационализмом и логикой. Например: "В здоровом теле - здоровый дух!" Но не так было в еврейской мысли! Павел заявляет: "... Когда я немощен, тогда я силен!" Он же говорит о последователях Христовых, которые "взирают на невидимое!" Библия поднимает очень серьёзный вопрос о "страдающем праведнике и благоденствующем нечестивом!" Пётр утверждает, что человек, страдающий плотью перестаёт грешить! Экклесиаст утверждает, что не видел праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы. А в Притчах говорится о том, что праведник семь раз упадёт и поднимется! Павел говорит о верующих, которые совершают своё спасение! А о себе он свидетельствует, что не считает себя достигшим, а лишь стремиться к святости или праведности! Это только некоторые высказывания, которые в Слове Божьем свидетельствуют о парадоксальности истины.
  
Некоторые превращают это в то, что Библия содержит противоречия! И опять философия... Бог есть, или Его нет? От этих пустых разговоров ничего не меняется! Истина - сама по себе чудо, парадокс! Для человеческого взгляда - это сосуществования двух вещей, свыше логического понимания: смотреть на невидимое, сила в немощи, страдание в святости, грешный праведник, и т.д. Это не значит, что Библия мотивирует, быть праведником и грешить, или святым, чтобы страдать! Библия говорит, что человек всегда остаётся человеком, со своими грехами и страданиями, но во всём совершается милость Божья! Милость - величайший дар, чем глубже мы его понимаем, тем больше мы мотивированы быть благодарными Богу! Жизнь - есть благодарный ответ, на свершившийся факт Божьей милости на кресте! Но даже крест - это парадокс в смерти, дарующей жизнь! Наш приход к Богу - величайший парадокс.  По этому поводу, всегда задавали вопрос: "Что главное в факте принятие человеком Бога, воля человека или Его милость?"  Мы исходим здесь из понятий философии и нашего ограниченного понимания.  Это, когда даёшь ребёнку выбор:  "Что ты возьмёшь, это или то? Выбирай."  Ответ очень прост: "И это, и то!"  Принятие Бога есть таинство и, одновременно, Его милость и человеческая воля!  Это парадокс, чудо!  


Итак, свыше приведённые примеры - всего лишь небольшой список истины-парадокса! Как можно быть сильным при немощи тела, как можно видеть то, что невозможно увидеть, как может праведный человек страдать и для чего, почему страдание во плоти, останавливает грех, как святой человек может грешить или в каком смысле человек должен совершать своё спасение тогда, когда он уже спасён, или как можно стремиться к тому, чем мы уже обладаем? Это те вопросы, которые мы задаём, когда понимаем сущность истины как парадокса - столкновение "противоречивых" вещей! Это самое мучительное ощущение, когда мы понимаем глубину этого парадокса! Но самое важное не понимать глубину этого парадокса, а к чему он нас приводит! Больше того, главное - не понять парадокс в самом себе, а принимая его, доверять мудрости Божьей, которая явилась именно тогда, когда больше всего было зла в мире: "...а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать!" Или, "Бог заключил всех в непослушание, чтобы всех помиловать!" Из этой общей фразы опять же не нужно делать общих богословских утверждений, вроде универсализма! Здесь воспевается великая Божья милость и мудрость, которая спасает нас не на основании наших дел, а на основании смерти Божьего Сына! Это величайший парадокс, который приводит нас к глубочайшему чувству благодарности, доверия Богу и благочестивой жизни!

В церкви по-разному и на разных исторических этапах пытались устранить этот парадокс истины! На богословие и собственно на богословское образование возлагались большие надежды! Именно оно должно было решить все проблемы, с которыми сталкивается церковь и объединить всех последователей Христовых. Но чем больше богословие находило ответов, тем больше появлялось вопросов! Триединство, казалось бы, ответ на вопрос, какой Бог в самом себе, но именно это ставило богословов перед проблемой креста - неужели в момент крестной смерти, какая-то часть одного, триединого Бога отделилась, больше того, приняла на себя грех всего мира? Богочеловеческая природа Христа - это стало ответом на определённые проблемы; но именно учение о двух природах Cпасителя подняло так много вопросов, что, впоследствии, привело церковь к противоречивым мнениям, расколам, еретичеству. Предопределяющий Бог, был противопоставлен в богословии Богу, дающему выбор и свободу в жизни! Даже такое понятие как рождение свыше, больше определяется как обладание, а не процесс постоянного обновления, стремления и достижения! Этот список можно бесконечно продолжить. Но в чём вся проблема? Истине изначально придавалось свойство окончательного определения! Это не вопрос абсолютна ли истина, это факт того, что истина сама по себе столкновение двух, иногда "взаимоисключающих" вещей. Это не относится к вопросам морали и справедливости в мире взаимоотношений. Мы не можем сказать, что истина - это и добро и зло одновременно! Вопрос, который рассматривается здесь лежит совершенно в другой плоскости! Мораль строится на абсолютных и вечных принципах Слова Божьего, и поведение исходит из тех же принципов! Страдание праведника не меняет наше понимание морали! Страдание не должно приводить к преступлению, как и несправедливость не оправдывает несправедливое воздаяние!

В истории, этот парадокс также решался по-разному, что приводило к крайностям! Если Иов страдал - значит был грешник, если человек был богатым - значит ему благоволил Бог! В учениях приходили к крайностям и строгому дуализму, все хорошее - от Бога, всё плохое - от дьявола! Бог только любит и благословляет, дьявол наказывает и приносит боль. Интересно, что именно такой дуализм был характерной особенностью древнейших языческих религий! Все это приводит к провозглашению из кафедр благости Бога и как быстро решатся проблемы людей, если они придут к Нему! И, наоборот, как всем будет плохо без Бога! Плохо будет на последнем суде, а сейчас приход к Богу не магический залог успеха и процветания в жизни! Богу больше нужен ты, лично ты, а не то, чем ты обладаешь или мог бы обладать! 

Итак, как я уже сказал, моя задача не разобраться с глубиной этого парадокса, а со смирением и смелостью перед собою, констатировать его и понять, к чему это нас толкает? Что такое парадоксальное определение истины означает?

Процесс больше, чем определение или событие! Авраам верил в Бога, и его вера явлена в процессе хождения перед Всевышним, в котором проявлялись и слабости и хорошие качества! Во всём преобладала милость Божья!

Стремление больше, чем достижение! Павел до конца своей жизни стремился к большему в Боге и благовестии Его царствия, сам же не почитал себя достигшим!

Поиск больше, чем обладание! Мы так думаем, что когда найдём, потерявшее или откроем, скрытое - тогда будем чувствовать себя счастливо и совершенно. Но, найденное и открытое толкает нас к новым поискам и открытиям!  

Незнание больше, чем полное понимание! Нам нужно набраться смелости сказать "не знаю" и "не понимаю", но "я доверяю Богу!" Это намного больше! Второзаконие 29:29 - "сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона этого." Эти слова заканчивают некоторую часть речи Моисея при возобновлении завета с новым поколением! Итак, не проникновение в сокровенные вещи, а смирение перед Его бесконечностью и исполнение того, что уже открыто о Боге - вот, что важно!

Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.

(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный.  Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл.  Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат!  Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)

2 комментария:

  1. "..Истина сделает вас свободными.." "..Истинно, истинно говорю.." Почему Иисус применяет здесь такие словосочетания? Исходя из статьи ИСТИНА - это парадокс, в котором "я доверяю Богу, хотя и не понимаю как это может быть"
    Хотелось бы воплотить в жизнь то о чём говорил Иисус. (Заметка. Если можно объясните во свете контекста всей главы?)
    Благословений Божьих вам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что написали! Первая фраза относится к контексту разговора Христа с уверовавшими Иудеями (Иоан. 8:31-32). Христос видел их сердце, они не считали себя теми, которые должны стать свободными. Главное условие прихода ко Христу - это признанние себя грешником. Как раз это они и отрицали. В данном случае, истина - это признание себя виновным в преступлении законов Бога. Этот отывок не относится к предмету истины как парадокса. Вторая фраза подчёркивает важность и правильность слов Христа. Такие повторения также служили к тому, чтобы слушатели или читатели обращали особое внимание на сказанное. В моей статье я больше описываю в общем сущность истины. Бог - есть истина, но Он же в самом себе парадокс - триединый. Важно это не понять, а доверять. Доверие Богу самое важное качество христианина. Будем доверять Ему, мы воплотим в жизни то, о чём говорил Иисус. Благословений!

      Удалить