24 февраля 2014 г.

"Раз, два, три, четыре..." Наш жизненный ритм

Истинный смысл "Пути Христова" - мистическое единение с живым Богом.  Это мистическое единение с Творцом не как слияние человеческого и божественного, а "внутренний диалог" или "общность," в которой человек остаётся человеком, преображённым в святость, а Бог остаётся Господином, освящающим человека.  Такое единение не возможно без понятия ритма или дисциплины.  

Удивительно, как нынешнее протестантское христианство потеряло понятие дисциплины или ритуала.  Ритуал - это ритм. Многие вещи Христос, Павел и Пётр делали ритуально или ритмично: молитва, посещение синагог, общение.  Мы достигли "совершенства" в том, что мы постоянно молимся, постоянно делаем хорошие дела, постоянно думаем о горнем, Писании, говорим от этом день и ночь!  Такое ложное представление о "постоянстве" говорит о том, что в нём уже ничего не осталось "постоянного": ни молитвы, ни дел, ни Писания.  "Если все чудеса, тогда нет чудес вообще!" 



В чём сегодня заключается наш ритм? Ритм для современного христианина - это хождение в церковь в воскресенье и молитва перед пищей.  Вот, что осталось из нашего христианского ритма.  Есть ещё и другой ритм - повседневный: работа, домашние дела, несколько слов с домашними.  Практически, все ниши нашей жизни заняты. Ничего нельзя из них исключить или включить.  На этом фоне, помощь другим - это величайший героизм, а не привилегия. Жертва ради кого-то - это делится тем, что вообще-то не помешало бы поменять, или выбросить, или упразднить из моей жизни.  Если вдруг появляется какое-либо исключение в нашем ритме - это сегодня расценивается как великое достижение.  Никто не задумывается над тем, что многое можно поменять и нужно поменять...

Протестантское христианство потеряло понятие религиозного ритма или ритуала, священного времени.  Доминирует секулярный ритм, повседневная рутинная жизнь, в которой так мало места молитвам в определённое время, чтениям Писания или изучению, ожиданиям Бога, поискам и т.д.  Обычно, самое лучшее извинение для этого - "Бог на всяком месте и ему нужно поклоняться в духе."  Поклонение в духе - значит внутри и всегда, что сегодня выливается в простое понятие иногда , а впоследствии в "никогда."

Священники молились два раза в день, принося жертвы, утром и вечером. Даниил молился три раза в день. Мы скажем - это Ветхий Завет. Христос говорит о времени молитвы - "когда ты молишься," и определённом месте молитвы - " тайной комнате." Моя бабушка заставляла меня молиться три раза в день, когда сама стояла на коленях и молилась за всю свою семью. Говоря о религиозном ритме, я даже не берусь пока говорить о внешнем выражении своей молитвы (на коленях, принося поклоны), сегодня это слишком тяжёлая тема. Некоторые скажут: "Бог есть дух, и ему не важно, как я молюсь - сижу, стою, лежу и т.д."  Мы так много знаем, что Ему важно! Иногда, приходит такая мысль, что Бог сам удивляется, когда узнаёт от нас, что для Него важно! Меня совершенно удивляет тот факт, что мусульмане молятся пять раз в день определённым образом. Христиане молятся "постоянно..."

Именно, ритм и дисциплина способствуют постоянному пребыванию в Боге, и воспитывают в человеке соответствующий образ жизни.   Павел говорит: "Я каждый день умираю..." (1Кор. 15:31).  Он говорит о бедствиях, которым он подвергался повсюду.  Но главное для него во всём этом смерть во имя Христа и жизнь для  Него же.  Это больше чем, простое переживание бедствия или беды; это смысл и ритм жизни!

Итак, ритм или ритуал говорит о дисциплине, о постоянстве. Однажды, видел постановку о том, как дьявол с помощью всей своей бесовской силы, препятствует приходу людей к Богу. Главная мысль, к чему пришёл бесовский совет - это "подсказать" людям, чтобы они своё раскаяние оставили на потом.  У меня появилась мысль, как продолжить эту постановку, и как бесы разрушают жизни христиан и общин.   Они просто говорят: "Пусть верят в своего Бога, пусть ходят в церковь, пусть молятся и что-то предпринимают, только делают это непостоянно.  Так они разрушат всё и ничего не достигнут."

Итак, если дисциплина важна, то дисциплина чего?
Прежде всего - это дисциплина памяти. Детям психологи ставят диагноз рассеянного внимания. Ну, подумаешь там, рассеянное внимание, какая проблема? Проблема большая - ребёнок ничего не может усваивать, при этом обучение ребёнка просто невозможно! Сегодня тот же диагноз можно поставить многим взрослым людям и христианам. Мы не помним милости Божьей, быстро забываем хорошие моменты в жизни. Постоянное и дикое движение в жизни приводит к тому, что мы теряем концентрацию на главные вещи в жизни. Первое, о чём я говорю, - это дисциплина памяти, внимания, концентрации. Одна из десяти заповедей гласит: помни день отдыха! Это дисциплина памяти и внимания к тому, что время священно, и в нём всегда всё следует ритмично, ритуально отделять время для Бога, не важно, насколько я занят. Больше того, именно в тот момент, когда я больше всего занят другими делами, я должен помнить, что нужно остановиться и обратиться к Богу.  Бог заповедал Моисею, чтобы они носили узелки на своей одежде, повязать на руку знак или на лоб, написать на косяках дверей, чтобы помнить! (Втор. 6:4 сл.). Итак, главное в Библии - это постоянное напоминание о главных вещах. Эпоха просвещения пропитана насквозь мыслью - постоянно находи что-то новое, открывай неизведанное, подвергай сомнению старое. Мы хотим в церкви услышать на проповеди что-то новенькое! Проповедники и пасторы задумываются над тем, как бы потешить людей чем-то новеньким! "Братик, ты не сказал ничего нового!" - можно услышать в свой адрес. Пётр в одном из своих писем, говорит о памяти, о том, что Он просто напоминает христианам. Казалось бы, что больше нечего сказать.  Истина Христова  проста, и она нас наталкивает на то, что, узнавая её, нужно действовать,  а не богословствовать или философствовать! Путь Христов - это не пустые рассуждения, - а свершение, реальное, видимое и, направленное на других, с самыми великими намерениями.

  
Второе - это дисциплина изучения слова. Второзаконие говорит о том, что исписать книгу закона - это царское дело. Бог заповедал Иисусу Навину, чтобы книга закона не отходила от уст его; не просто читать, а читать вслух, постигая смысл и значение Божьего Слова. Павел повелевает Тимофею, чтобы он вникал в себя и в учение и делал это постоянно. В традиции фарисея, сколько человек в день молиться, сколько он и читает Слово. Здесь изучение носит характер не открытия чего-то нового, которое люди до сих не понимали в Писании, а сравнения своей жизни и истины Божьего откровения! Изучение Писания должно трансформировать личную жизнь, а не просто информировать и передавать информацию другим.  

Третье, - это дисциплина духовного видения и ожидания. Давид говорит в своём Псалме: "Я всегда видел Господа перед собою" (Пс 15:8). Судя по нашим разговорам и по тому, что больше всего сегодня Христиан беспокоит - это не Господь. Мы - аналитики событий, "политологи" и "научные сотрудники," но никак, не видящие Господа и Его волю в повседневной жизни. В 5 псалме говорится об ожидании Бога - это, вообще, не популярно сегодня. Мы ничего не можем ждать, мы лишены силы "сидеть спокойно." Ритм жизни как раз против любого понятия ожидания Бога. "Если Бог даст - Он даст, если нет - значит нет." Как раз ожидание говорит о силе нашего стремления и воли. Именно через таких людей Господь совершает своё определение в мире.

И последнее, но не исчерпывающее -это дисциплина милосердия. Люди, чтущие Бога, всегда серьёзно относились к делам милосердия. Для храма и в первой церкви вдовы, сироты и беспомощные - всегда были на первом месте. Это должно стать дисциплиной, ритмом жизни, ритуалом, больше того, смыслом жизни - помочь беспомощному в его беде. Без этого, христианство - просто философия, хорошее моральное учение, но не больше! Иаков утверждает, что вера достигает своего завершения в делах, а не в добрых советах или нравственных поучениях. Бога невозможно чтить в духе, не оказывая помощь другим. Помощь не подразумевает поиск того, чего у меня нет, но это и не благословение других тем, в чём я уже не нуждаюсь. Помощь - это разделить с другими то, что нам дорого. Это драгоценно перед Богом! День, прошедший без участия в жизни других, - бесцельно потраченный и пустой ! Жизнь драгоценна...

Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.

(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный.  Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл.  Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат!  Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)

3 комментария:

  1. Правда есть правда.Но как этого достичь? Ритма, дисциплины и в молитве, и в Слове, и т.д.(как легко это становится привычкой, обязанностью, пустым обрядом, традицией). Как вернуть то выделение, что свято, что нет? Как вернуть то уважение к Богу?(например как учили в детстве преклонить колени, не работать в 7-й день). Причина во мне, да, но почему так сложно среди современного мира и Церкви вести такой образ жизни (свой и семьи) и не терять концентрацию на главные вещи в жизни? Хорошо сказано: "Если всё чудеса, то тогда нет чудес вообще!"

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что написали! Первое, мы боимся, что молитва, чтение и ожидание Бога превратятся в пустой обряд. В этом-то и всё дело, но я думаю лучше с такими "обрядами," чем вообще без них. Что мы теряем? Но когда есть боязнь того, что это может превратиться в обыденные вещи, тогда вообще не стоит беспокоится, главное - всегда этого бояться, и установить простейший ритм вашей духовной жизни. Начинаем с простых вещей, и пока, без больших требований к себе. Второе, чем глубже мы будем осознавать, что сделал для нас Христос, тем больше будет появляться уважение к Богу, святость, концентрация на главные вещи! Христос ответил почему главные вещи теряются из вида - "забота века этого и обольщение богатством заглушает слово (Матф.13:22)" Вот почему нам важен всё же ритм... И это наш выбор... Благословений!

      Удалить