Удивительно, как нынешнее протестантское христианство потеряло понятие дисциплины или ритуала. Ритуал - это ритм. Многие вещи Христос, Павел и Пётр делали ритуально или ритмично: молитва, посещение синагог, общение. Мы достигли "совершенства" в том, что мы постоянно молимся, постоянно делаем хорошие дела, постоянно думаем о горнем, Писании, говорим от этом день и ночь! Такое ложное представление о "постоянстве" говорит о том, что в нём уже ничего не осталось "постоянного": ни молитвы, ни дел, ни Писания. "Если все чудеса, тогда нет чудес вообще!"
В чём сегодня заключается наш ритм? Ритм для современного христианина - это хождение в церковь в воскресенье и молитва перед пищей. Вот, что осталось из нашего христианского ритма. Есть ещё и другой ритм - повседневный: работа, домашние дела, несколько слов с домашними. Практически, все ниши нашей жизни заняты. Ничего нельзя из них исключить или включить. На этом фоне, помощь другим - это величайший героизм, а не привилегия. Жертва ради кого-то - это делится тем, что вообще-то не помешало бы поменять, или выбросить, или упразднить из моей жизни. Если вдруг появляется какое-либо исключение в нашем ритме - это сегодня расценивается как великое достижение. Никто не задумывается над тем, что многое можно поменять и нужно поменять...
Протестантское христианство потеряло понятие религиозного ритма или ритуала, священного времени. Доминирует секулярный ритм, повседневная рутинная жизнь, в которой так мало места молитвам в определённое время, чтениям Писания или изучению, ожиданиям Бога, поискам и т.д. Обычно, самое лучшее извинение для этого - "Бог на всяком месте и ему нужно поклоняться в духе." Поклонение в духе - значит внутри и всегда, что сегодня выливается в простое понятие иногда , а впоследствии в "никогда."
Именно, ритм и дисциплина способствуют постоянному пребыванию в Боге, и воспитывают в человеке соответствующий образ жизни. Павел говорит: "Я каждый день умираю..." (1Кор. 15:31). Он говорит о бедствиях, которым он подвергался повсюду. Но главное для него во всём этом смерть во имя Христа и жизнь для Него же. Это больше чем, простое переживание бедствия или беды; это смысл и ритм жизни!
Итак, ритм или ритуал говорит о дисциплине, о постоянстве. Однажды, видел постановку о том, как дьявол с помощью всей своей бесовской силы, препятствует приходу людей к Богу. Главная мысль, к чему пришёл бесовский совет - это "подсказать" людям, чтобы они своё раскаяние оставили на потом. У меня появилась мысль, как продолжить эту постановку, и как бесы разрушают жизни христиан и общин. Они просто говорят: "Пусть верят в своего Бога, пусть ходят в церковь, пусть молятся и что-то предпринимают, только делают это непостоянно. Так они разрушат всё и ничего не достигнут."
Итак, если дисциплина важна, то дисциплина чего?
Прежде всего - это дисциплина памяти. Детям психологи ставят диагноз рассеянного внимания. Ну, подумаешь там, рассеянное внимание, какая проблема? Проблема большая - ребёнок ничего не может усваивать, при этом обучение ребёнка просто невозможно! Сегодня тот же диагноз можно поставить многим взрослым людям и христианам. Мы не помним милости Божьей, быстро забываем хорошие моменты в жизни. Постоянное и дикое движение в жизни приводит к тому, что мы теряем концентрацию на главные вещи в жизни. Первое, о чём я говорю, - это дисциплина памяти, внимания, концентрации. Одна из десяти заповедей гласит: помни день отдыха! Это дисциплина памяти и внимания к тому, что время священно, и в нём всегда всё следует ритмично, ритуально отделять время для Бога, не важно, насколько я занят. Больше того, именно в тот момент, когда я больше всего занят другими делами, я должен помнить, что нужно остановиться и обратиться к Богу. Бог заповедал Моисею, чтобы они носили узелки на своей одежде, повязать на руку знак или на лоб, написать на косяках дверей, чтобы помнить! (Втор. 6:4 сл.). Итак, главное в Библии - это постоянное напоминание о главных вещах. Эпоха просвещения пропитана насквозь мыслью - постоянно находи что-то новое, открывай неизведанное, подвергай сомнению старое. Мы хотим в церкви услышать на проповеди что-то новенькое! Проповедники и пасторы задумываются над тем, как бы потешить людей чем-то новеньким! "Братик, ты не сказал ничего нового!" - можно услышать в свой адрес. Пётр в одном из своих писем, говорит о памяти, о том, что Он просто напоминает христианам. Казалось бы, что больше нечего сказать. Истина Христова проста, и она нас наталкивает на то, что, узнавая её, нужно действовать, а не богословствовать или философствовать! Путь Христов - это не пустые рассуждения, - а свершение, реальное, видимое и, направленное на других, с самыми великими намерениями.
Второе - это дисциплина изучения слова. Второзаконие говорит о том, что исписать книгу закона - это царское дело. Бог заповедал Иисусу Навину, чтобы книга закона не отходила от уст его; не просто читать, а читать вслух, постигая смысл и значение Божьего Слова. Павел повелевает Тимофею, чтобы он вникал в себя и в учение и делал это постоянно. В традиции фарисея, сколько человек в день молиться, сколько он и читает Слово. Здесь изучение носит характер не открытия чего-то нового, которое люди до сих не понимали в Писании, а сравнения своей жизни и истины Божьего откровения! Изучение Писания должно трансформировать личную жизнь, а не просто информировать и передавать информацию другим.
Третье, - это дисциплина духовного видения и ожидания. Давид говорит в своём Псалме: "Я всегда видел Господа перед собою" (Пс 15:8). Судя по нашим разговорам и по тому, что больше всего сегодня Христиан беспокоит - это не Господь. Мы - аналитики событий, "политологи" и "научные сотрудники," но никак, не видящие Господа и Его волю в повседневной жизни. В 5 псалме говорится об ожидании Бога - это, вообще, не популярно сегодня. Мы ничего не можем ждать, мы лишены силы "сидеть спокойно." Ритм жизни как раз против любого понятия ожидания Бога. "Если Бог даст - Он даст, если нет - значит нет." Как раз ожидание говорит о силе нашего стремления и воли. Именно через таких людей Господь совершает своё определение в мире.
И последнее, но не исчерпывающее -это дисциплина милосердия. Люди, чтущие Бога, всегда серьёзно относились к делам милосердия. Для храма и в первой церкви вдовы, сироты и беспомощные - всегда были на первом месте. Это должно стать дисциплиной, ритмом жизни, ритуалом, больше того, смыслом жизни - помочь беспомощному в его беде. Без этого, христианство - просто философия, хорошее моральное учение, но не больше! Иаков утверждает, что вера достигает своего завершения в делах, а не в добрых советах или нравственных поучениях. Бога невозможно чтить в духе, не оказывая помощь другим. Помощь не подразумевает поиск того, чего у меня нет, но это и не благословение других тем, в чём я уже не нуждаюсь. Помощь - это разделить с другими то, что нам дорого. Это драгоценно перед Богом! День, прошедший без участия в жизни других, - бесцельно потраченный и пустой ! Жизнь драгоценна...
Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.
Чтобы узнать больше о моём блоге "Путь Христов," нажмите здесь.
(Эти статьи были написаны как "любительский" вариант, а не как научный. Поэтому, я не ставил перед собою цель точно цитировать авторов книг или Библии, а больше передать их смысл. Некоторые мысли повторяются или совпадают с мнением, высказываниями других людей - это не плагиат! Я заочно отдаю им моё почтение и всего лишь повторяю их суть! Божьих благословений!)
Правда есть правда.Но как этого достичь? Ритма, дисциплины и в молитве, и в Слове, и т.д.(как легко это становится привычкой, обязанностью, пустым обрядом, традицией). Как вернуть то выделение, что свято, что нет? Как вернуть то уважение к Богу?(например как учили в детстве преклонить колени, не работать в 7-й день). Причина во мне, да, но почему так сложно среди современного мира и Церкви вести такой образ жизни (свой и семьи) и не терять концентрацию на главные вещи в жизни? Хорошо сказано: "Если всё чудеса, то тогда нет чудес вообще!"
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо, что написали! Первое, мы боимся, что молитва, чтение и ожидание Бога превратятся в пустой обряд. В этом-то и всё дело, но я думаю лучше с такими "обрядами," чем вообще без них. Что мы теряем? Но когда есть боязнь того, что это может превратиться в обыденные вещи, тогда вообще не стоит беспокоится, главное - всегда этого бояться, и установить простейший ритм вашей духовной жизни. Начинаем с простых вещей, и пока, без больших требований к себе. Второе, чем глубже мы будем осознавать, что сделал для нас Христос, тем больше будет появляться уважение к Богу, святость, концентрация на главные вещи! Христос ответил почему главные вещи теряются из вида - "забота века этого и обольщение богатством заглушает слово (Матф.13:22)" Вот почему нам важен всё же ритм... И это наш выбор... Благословений!
Удалить